Христианину необходимо научиться осознавать свои грехи (в том числе греховные помыслы, которые являются пружинами всякого греховного действия). Для человека, живущего самодеятельной, без Бога, жизнью, это трудно, кроме самых жестких, самых предосудительных поступков, от которых и у него начинаются терзания совести. Такие люди с полной уверенностью заявляют: «Больших грехов у меня нет. Наоборот, я всю жизнь старался делать добро людям».
Однако при жизни во Христе все меняется, христианин постепенно расстается с иллюзиями о своей непогрешимости. Дух Святой, действующий в нем через посредство благодати, научает его разумению относительно правды его души.
Многим знакомо чувство легкости, испытываемое в детстве, когда, прижавшись к коленям матери или со склоненной головой стоя перед отцом и проливая слезы, раскаешься в дурном поступке. Когда заслужишь прощение — целая гора падает с плеч. Так и в Церкви установлено Таинство покаяния, только в нем человек кается уже перед Самим Богом, исповедуя свои согрешения перед священником и получая невидимое разрешение от Самого Иисуса Христа.
Архимандрит Псково-Печерского монастыря, о. Иоанн Крестьянкин, писал: «Первым вошел в рай благоразумный разбойник (см. Лк. 23, 42-43). Ему потребовалось крайне мало времени на покаяние — один Предсмертный вопль: Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем. Но глубину его покаяния нам не измерить, она прорезала небеса до врат рая и стала лествицей разбойнику в Царство Небесное, от глубин ада — в рай.
Знаем мы и житие Марии Египетской. Семнадцать лет крайне греховной жизни возбраняли ей вход даже и во храм. Но сила ее покаянного чувства исходатайствовала ей возможность приложиться к Животворящему древу Креста, а сорок восемь лет трудов покаянной жизни сделали ее святой…
А покаянные труды одновременно и тяжки, и легки: легки от взирания на будущее воздаяние, тяжки от приражения демонских сил, цепляющихся за трудника, возжелавшего спасения».
Никто не свят, кроме одного только Бога. Душа же, чем больше очищается покаянием и молитвой, тем больше видит в глубине себя несовершенств и несоответствий Божиим установлениям. Это то наследство, которое она приняла от прародителя Адама, тяжко согрешившего перед Богом и соответственно преступлению наказанного.
Но очистится от грехов и получит прощение тот, кто сотворит достойные плоды покаяния (Лк. 3, 8); кто познает свои грехи сознается в них искренне; сознавшись, сокрушается о них и оплакивает их; сокрушившись же и оплакав, твердо намеревается отныне не оскорблять Бога своими грехами и, наконец, в таком расположении духа исповедует все свои грехи перед духовником, чтобы получить разрешение от них и явиться к чаше Господней (т.е к причастию) оправданным и чистым пред очами Божиими.
Покаяние, как и молитва сильнейшее средство избежать или прекратить общественные бедствия и природные катаклизмы, т.е. умилостивить гнев Божий против грешного человеческого племени. В Ветхом Завете неоднократно говорится о том, как при народном раскаянии неотвратимая, казалось бы, и окончательная кара Небесная, по бесконечному милосердию Божию, переставала действовать и заменялась прощением.
(продолжение следует)
Почему нужно носить платок? | <-- | --> | (Русский) Пятница третьей седмицы Великого поста |