Разница характеров в браке — лучше, чем их сходство.
Старец Паисий Афонский говорил: «Небольшая разница в характерах супругов помогает создать гармоничную семью, потому что один из них дополняет другого… Имея разные характеры, супруги могут большего достичь и в воспитании детей. Один из супругов станет их немножко притормаживать, в другой будет говорить: «Ну дай ты детям немножко свободы». Если и муж, и жена закрутят все гайки своим детям, то потеряют их. Но они потеряют детей и в том случае, если оба будут позволять им делать что вздумается. Если же мать и отец обладают разными характерами, то их дети пребывают в равновесии». И еще он же говорил удивительные слова: «То, что жена удерживает свое имя (т.е. девичью фамилию), — есть начало разлада в христианской семье и начало расставания».
Жених и невеста должны сознавать, что одними собственными силами и средствами, без благословения Божия, им не устроить счастья и доброго порядка в супружестве. Псалмопевец говорит: Аще не Господь созиждет дом, всуе трудится зиждущий (Не. 126, 1).
Первая цель брака, как сказано, — деторождение. «Жену каждый из нас, — говорит христианский апологет Афинагор, — которую он взял по установленным у нас законам, имеет только для деторождения. Как земледелец, бросив семена в землю, ожидает жатвы и больше уже не сеет, так и у нас — мерою пожелания служит деторождение». Потому понятно, что для православного человека любое предохранение от беременности немыслимо.
Один священник рассказывал как в восьмидесятые года прошедшего столетия он спрашивал у старца о. Иоанна Крестьянкина: является ли предохранение грехом? Тот ответил, что совершавшие это должны каяться на исповеди с великим сокрушением. «Я спросил, — продолжает этот священник, — как же быть, если впоследствии женщине по медицинским показаниям врачами будет запрещено иметь детей под угрозой смерти (такое бывает, например, в случае кесарева сечения при первых родах)? Можно ли хоть тогда, в виде исключения, использовать противозачаточные средства? И старец жестко ответил: «Тогда — пусть лучше умирает». Таким образом, — добавил от себя священник, — я на всю мою жизнь запомнил что предохранение для христианина в любых ситуациях и любом положении одно — воздержание».
Священное Писание и святые отцы Церкви указывают еще одну цель брака — хранение от распутства и сбережение целомудрия. «Брак установлен, — говорит свт, Иоанн Златоуст, — для того, чтобы мы не распутствовали, не предавались блудодеянию, но чтобы были трезвенными и целомудренными».
Старинные обычаи сватовства, обручения, объявления женихом и невестой позволяли испытать любовь на прочность, давали время лучше узнать друг друга будущим мужу и жене.
Благое дело — до венчания побывать в совместной паломнической поездке, потрудиться где-нибудь в монастыре или сельской, во всем нуждающейся, церкви во славу Божию. В такой поездке можно много узнать достоверного друг о друге, и Сам Господь позаботится об этом
(продолжение следует)
(Русский) Святитель Лука Войно-Ясенецкий: Слово о мученике Маманте | <-- | --> | (Русский) Старец Паисий Святогорец: Безмолвие это таинственная молитва |