Один брат спросил великого старца: «Что есть смирение?» И старец отвечал: «Смирение есть великое и Божественное дело. Путь же ко смирению составляют телесные труды, с благоразумием совершаемые, и мысль о себе, что ты ниже всех, и непрестанная молитва к Богу. Вот путь ко смирению: а само смирение Божественно и непостижимо».
Смирение — это то, что отличает нас от бесов, ибо никакие добродетели воздержания не важны сами по себе. Мы постимся? — Бесы не едят вообще ничего. Мы ограничиваем себя в сне и покое? — Диавол бодрствует на всякое время. Может быть мы сохранили девство? — Помилуйте! Как же может блудить сатана?
Таким образом все наше воздержание, наши телесные труды, прежде всего служат для стяжания духа смирения и любви. Ибо только смирение и любовь недоступны демонам, только смирение и любовь делают человека человеком, делают человека обителью Святого Духа.
Святые отцы говорили, что «смирение есть сокращенное спасение, ибо оно соделывает человека селением Бога».
Старец Паисий Афонский говорил, что только молитва смиренного бывает услышана Богом. Он советовал: «Если хочешь, чтобы Бог услышал тебя во время молитвы, нажми на кнопку смирения, ибо на этой ‘частоте’ всегда слышит Бог, и смиренно проси Его милости». (Отец Паисий в войну служил радистом).
“Многие говорят, что христианская жизнь скорбна и трудна, — добавляет греческий старец Порфирий. – А я говорю, что она приятна и легка, но требует двух условий: смирения и любви». Но как же нам приобрести его — блаженное смирение?”
(продолжение следует)
Патриарх Ермоген и смутное время | <-- | --> | (Русский) Святитель Агапит, исповедник, епископ Синадский |