Достопочтеннейшая о Господе N.N.
Вы просите от меня утешения душевного и телесного, советов и наставления, полагаете, что мне известны грехи ваши и за оные посещения Божии.
Слишком много приписываете вы моей худости; напротив, я ничего об вас не знаю и удивляюсь, почему вы так о мне предполагаете; имея честь в первый раз знать об вас, только из письма вашего, и то весьма кратко, ни о звании вашем, ни об образе жизни, ни об обязанностях и связях не имея никакого понятия, как могу знать и судить здраво?
Дара же прозорливости я отнюдь не имею и считаю себя того недостойным.
Сколько могу понять из письма вашего, что вы проходите бурную жизнь и трудную, признаете себя имеющею грехи и за оные посещение Божие, карающее вас; разумею, что сие состоит из какого-либо рода скорбей, в коих ищете от меня облегчения и утешения. Заключая из всего этого, что вы принадлежите к числу людей образованных и просвещенных века сего, я же не учен мудрости мира сего, то не знаю, могу ли вам подать какой совет согласно с вашим положением? Но, видя, что вы с верою ищете от моей худости утешения, я возложил упование на Бога, могущего для пользы вашей подать слово к вашему назиданию, не смею отказать вам в прошении ответа.
При науках и образовании вашем вы, верно, надеялись чрез них найтить счастье и благоденствие в жизни своей и искали оных в светских приличиях, удовольствиях и забавах, но не знаю, представляли ли себе о могущих случиться искушениях и скорбях в жизни, которых, кажется, никто из смертных не избегает? И где искать в них укрепления и утешения?
Святая наша вера научает нас, сколько нужны для нас скорби к снисканию будущей блаженной вечности. Она же доставляет нам и утешение; не сомневаюсь, что вы в жизни совей испытали разного рода увеселения, приятности, почитаемые людьми благополучием; но прочны ли они? Прошедшее – как сон; дело идет о настоящем; будущее неизвестно! Вы теперь скорбите и принимаете скорби ваши посещением Божиим за грехи, то чувство христианское; и вы можете найтить в сем облегчение и утешение, – то есть в сознании себя пред Богом виновною, – раскаянием, сожалением, удалением от грехов и в покорности Его воле принять наказание для вечной вашей пользы. Не ослабевайте, но умножайте веру вашу и утешайтесь надеждою на милосердие Божие! Верою ищите укрепления в слове Божием; оно есть пища души и целительный бальзам душевных наших язв, в скорби сладкое утешение; оно научает нас, что егоже бо любит Господь наказует: биет же всякаго сына, егоже приемлет. (Евр. 12: 6).
Слово Божие говорит, что пространный путь и широкая врата вводят в пагубу, прискорбный путь и узкая врата в живот вечный, и паки: горе вам, насыщенным, яко взалчете, горе вам, смеющимся, яко возрыдаете, а напротив, ублажает тех, кои здесь нищи духом, плачут, коих поносят и изгоняют без правды (см.: Лк. 6: 20-26); потом притчею о богаче и убогом Лазаре показывает, что здешнее наслаждение и благоденствие лишает будущих благ, а скорби и страдание подобно Лазарю приобретают оные (блага) и еще то, что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Божие (Деян. 14: 22).
Видите, что вы не оставлены Богом, но, по любви Его, наказуетесь; и ежели находились на пространном пути, то Он невольно вас сводит на прискорбный, ведущий в жизнь вечную.
Принимайте сие с верою и надеждою и приносите Господу благодарение за неизреченное Его к вам милосердие; от чего получите в несении ваших скорбей облегчение и утешение; а ежели будет воля Господня, то и совершенное от них освобождение.
История и смысл Великого Поста (продолжение) | <-- | --> | (Русский) У четверту Неділю Великого посту Предстоятель очолив Божественну літургію у Києво-Печерській Лаврі |