Достопочтеннейший о Господе N.N.
Вы спрашиваете: принимает ли Бог искреннее желание человека исправиться и жить по Его воле? Поможет ли тому, кто ищет царствия Его и все рад сделать, только бы не прогневать Его?
В этом нет никакого сомнения, что Бог приемлет наши благие намерения к исполнению воли Его и помогает нам в сем по нашему произволению; надобно иметь искус от противных случаев, чтобы при исполнении заповедей Божиих мы потерпели и скорбь какую-либо, ибо диавол, ненавидяй добра, старается противиться нам и не допускает до сего, – или сам собою чрез помыслы всякого рода, или чрез людей. А мы, понуждая себя и прося помощи Божией, бываем искуснее в делании и, познавая свои немощи, смиряемся; смирение же укрепляет наши добрые дела и творит их богоугодными.
Святой Исаак Сирин пишет, что добродетели не могут быть не сопряжены с печалями и путь Божий есть крест повседневный. Прочтите в книге святого Исаака слова 34, 35, 36 и 37. Вы увидите в оных сию истину и еще, что при исполнении заповедей Божиих нужно иметь смирение, и если сила заповедей в нас оскудеет, то смирение о нас ходатайствует.
А когда будем делать добродетели и хотим удостовериться, что мы уже спасаемся, и просто как бы видеть на ладони свое спасение, то очень ошибаемся. Надобно делать добродетели, но не видеть сего, а приписывать исправления свои Богу и Его помощи и смиряться истинно, а не ложно. Заповедь Божия повелевает: аще и сотворите все повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17: 10). Фарисей видел свои добрые дела и благодарил Бога, но не оправдывался так, как смиренный мытарь, сознавший свою греховность и просивший от Бога милостиву ему бытии.
Как можно более опасайтесь увлекаться мнением о своем исправлении. За это бываем оставляемы помощию Божиею, потому-то и падаем при нашествии искушений со стороны ближних, делающих нам неприятности; и помните, что это бывает смотрением Божиим к познанию нашей немощи, – дабы мы смирились.
Если же нет неприятностей от людей, то внутреннее смущение и неустроение духа служит нам показанием в нас гордости и побуждением к смирению. Когда человек смирится, то благодать окружает его, пишет святой Исаак.
Вы желаете спокойствия и мира душевного, но никак не можете его достигнуть. О! Это великий дар Божий, и Сам Господь указал нам, где искать оного: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим (Мф. 11: 29).
А к достижению сего необходимо нужны искушения и скорби, как и Сам Господь прежде крестной смерти Своей много пострадал и претерпел: был укоряем, досаждаем, уничижаем и нам оставил Собою образ, да последуем стопам Его. Читайте в книге святого Исаака слова 78 и 79, – увидите, что и искушения нужны, и за что оные попускаются, и чем от них освободиться. Там более о духовных внутренних искуплениях упоминается, и вы примените к себе; если некоторые из оных находите в себе, то не смущайтесь, а смиритесь и успокойтесь.
Еще скажу вам: мир и спокойствие есть великая награда, но как воины получают награду за подвиги и пролитие крови, так и мы – духовные воины – должны прежде претерпеть многие искушения и скорби со смирением, обвинять себя, а не других и, умалив (таким образом) страсти наши, то есть победив их, а паче гордость и возношение, гнев и ярость и прочее, тогда и сего дара удостоимся – мира душевного.
Надо ли просить прощения у тех, кому ты причинил неприятность
Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, коим опасаешься подвергнуться. Надобно иметь рассуждение и рассматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобою и знаешь, что он с любовию примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобою. Но сего невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, коих ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкою, то и не нужно пред ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения: тем надобно и успокаиваться.
Преподобный Макарий Оптинский. Как достичь спокойствия и душевного мира?
(Русский) Первый и Последний | <-- | --> | (Русский) Святая мученица Фотина Самаряныня и с ней за Христа пострадавшие |