Старцев не осуждайте. Верно они начинают держанием внимания на конце языка, а потом переходят к сердцу. Но и пусть их; только б не почитали этого умным деланием, равно как говорения молитвы Иисусовой. То и другое есть внешнее дело, телесное… Умное дело – одно: умом и сердцем к Господу возноситься.
Воображение распятого Господа есть ли существенное дело? Нет, и оно тоже – помощное, а не главное. Старица правду говорит, что для удержания ума от блуждания хорошо воображать предмет образно… Это можно… Но к одному образу привязываться нет резонов. Господь теперь во славе, седит одесную, – и все святые окрест Его. И там можно воображать. Но лучше без образов обойтись, ибо воображение – грубая сила.
Лучше в одной вере стоять, что Господь близ, чем воображать. Старица привыкла, и образ распятого Господа слился у нее с сердечною молитвою, в которой все дело; что старица углубляется в молитву до забвения всего, это, истинно, и есть милость Божия, ради ее смирения, без коего не дано было бы сие…
Она не в прелести, а в истине.
Не можете отстать от празднословия. Празднословие – самое разорительное дело. Равное ему зло, когда прогуливаются, не соблюдая чувств… Успеху в молитве то и другое очень мешает… Когда начнет утверждаться в сердце молитва Иисусова, тогда язык свяжется… Его свяжет благоговейнство пред присущим Господом.
Ведайте также, что надо так вести дела свои, чтоб совесть не в чем не осуждала, и, если осуждает, надо тотчас умиротворять ее покаянием. И тело надо облегчить малоястием, и малоспанием, и преутруждением…
Благослови вас Господи! Спасайтесь!
Ваш доброхот епископ Феофан.
P.S. Есть ли у вас книга «Невидимая брань»? Там подробно изложено дело молитвы… Извольте читать и вникать.
(Русский) Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест (продолжение) | <-- | --> | Как жить в миру богоугодной жизнью? |