Преображение Господне

В конце каждой литургии мы поем: «Видехом Свет истинный, прияхом Духа Небеснаго…». Каждая литургия, каждая евхаристия, каждое причастие – возможность в той или иной мере оторваться от земли и увидеть то, ради чего стоит жить, не боясь никаких потерь и утрат.

Преображение – воспоминание о чуде, которое явил Господь ученикам Своим на горе Фавор, когда преобразился и «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17. 2).

Но каждый наш праздник – не только воспоминание, но и напоминание; и не только о событиях Священной истории, но и о важнейших истинах нашей жизни, ее цели, смысле, итоге и перспективах.

Духовная жизнь начинается с покаяния. А покаяние начинается с честной и безжалостной самооценки. Когда же увидит себя человек таким, какой он в действительности есть, тогда пусть спросит, стоит ли такой жизни стать вечной.

Если я нахожу в себе безудержное господство самых отвратительных страстей и пороков, если я попеременно служу то похоти, то сребролюбию, то тщеславию, зависти, раздражительности, скупости, чревоугодию и прочим вещам, – то о каком бессмертии, о какой вечной жизни можно вести разговор?

Неужели же сделать вечными все эти и многие другие гадости? Да все это не только вечной, но даже и временной жизни не заслуживает и продолжает жить лишь благодаря бесконечной милости Божией, Его долготерпению.

Слава Богу, в каждом из нас – не только пороки. В нас живет Образ Божий, нам дана возможность уподобиться Иисусу Христу, Вечной Красоте, Любви, Истине, Добру. Зачатки всего этого уже есть в каждой человеческой душе, но как же глубоко они в нас спрятаны! Так глубоко, что мы часто не только не видим их, но и не знаем о них, не верим в них.

Поэтому всегда грустно и смешно слышать человека, гордо заявляющего: «Я в Бога не верю, я верю только в себя». На самом деле вера в Бога и есть одновременно вера в себя, правильная вера. Совсем непонятно, на чем основывает веру в себя атеист. Ведь непрочность любого человеческого существования, его зависимость от множества случайностей, непредвиденных обстоятельств очевидна любому. Об этом достаточно убедительно сказано булгаковским Воландом в разговоре с двумя атеистами в самом начале «Мастера и Маргариты».

Уверовав во Христа, человек узнает, как бесконечно прекрасны его возможности, как драгоценна в Вечности его душа, как многого от него ждут, как восхитительно может быть его будущее.

В день Преображения мы вспоминаем, как на Фаворской горе Господь просиял перед Своими учениками тем нетварным, неотмирным светом, который есть Слава Божия. «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет» (Мтф.17:1,2).

Что же за свет излучал Господь на Фаворской горе? Вот как отвечают на этот вопрос святые учителя Церкви: «Преобразился, – говорит святой Иоанн Златоуст, – то есть приоткрыл, насколько Ему было угодно, Свое Божество и показал таинникам обитающего в Нем Бога».

До сих пор ученики видели в Нем человека по имени Иисус. Божественное естество, пребывавшее в Господе с самого рождения, было невидимо. И вот на Фаворской горе Господь на несколько мгновений сделал его видимым. Несколько мгновений сиял перед ними божественный свет, подобного которому они никогда не созерцали. А правильнее сказать, несколько мгновений не свет сиял, а ученики были способны этот свет видеть.

Это совсем иной свет, нежели тот, который исходил от солнца и светильников. «Господи! хорошо нам здесь быть…» – восклицает апостол Петр. Изумленный видимым и переживаемым, он предлагает сделать три кущи, чтобы поселиться здесь. Эти слова стоит понимать как выражение наивысшего восторга, чувства совершенной полноты бытия, невозможности обрести в мире ничего, более прекрасного.

«Хорошо нам здесь быть…» Так хорошо, что не хочется уже никуда и никогда уходить с этой горы, хочется, чтобы это было навсегда, чтобы ничего больше в жизни не менялось, потому что лучше уже ничего не может быть. Это гораздо больше, чем восхищение невиданной доселе красотой. Свет Преображения, повторим, никогда не загорается и никогда не потухает, Он сияет вечно.

Бог не меняется – меняется человек, меняется его способность видеть, слышать, понимать. По-настоящему, в полной мере, прозреем мы, когда завершится земная жизнь. А сейчас, теперь, в этой жизни? Неужели никто, кроме трех апостолов, никогда не видел Его, и их свидетельство – единственное? Нет, конечно. Церковная история говорит о многих святых, переживших подобный опыт.

Святой Симеон Новый Богослов, сам не раз удостоившийся подобного видения, рассказывал об одном из них:

«Все чувства ума и души моей прилеплены были к единому неизреченному веселью и радости от того превыспренного Света. Но когда безмерный тот явившийся мне Свет мало-помалу умалился и, наконец, совсем стал невидимым, тогда я пришел в чувство и познал, какие дивности внезапно произвела во мне сила того Света… Свет тот, когда является, веселит, и когда скрывается, оставляет рану и боль в сердце».

Он же в другом месте пишет:

Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух,
Не говорите, что без Него возможно спастись,
Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему, сам того не зная,
Не говорите, что Бог невидим людям,
Не говорите, что люди не видят Божественного Света
Или что это невозможно в настоящие времена!
Это никогда не бывает невозможным, друзья!
Но очень даже возможно желающим.

Преподобный Симеон Новый Богослов. Гимн 27-й (125–132).

Но для того, чтобы вечно созерцать Славу Божию после нашего успения, надо уже сейчас, в этой, земной жизни служить Славе Божией. А о том, как это делать, прекрасно, просто и ясно сказал святой мученик Ириней Лионский: «Слава Божия это человек, живущий полной жизнью». Полная жизнь – такая жизнь, когда все доброе и прекрасное в нас развивается в полную меру и действует в полную силу, а все низкое и недостойное преодолевается и изгоняется из духа, души и тела.

Только преображенный человек достоин Вечной Жизни. Ничему злому и безобразному в Вечности места нет. Пока живем, свет и тьма борются в нас. Сердце бывает то охвачено стремлением ввысь, «горе», к Небесам, то влечется в область порока, притягивающего сиюминутной сладостью.

<-- -->
Прочитано: 801 раз
Поделиться с друзьями
Популярные статьи:

Отправить комментарий

*