Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы. «Без вечности человек пропадает в повседневности» (продолжение)

0 комментариев | Обсудить
27.09.2016 | Категории: Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы.

Давайте напомню вам нечто, чтобы мы поняли, какое ог­ромное значение придает Церковь присутствию человека. Мы видим это во всецелом ее подходе ко всякому человеку, но особенно это видно в Писании. Когда Бог создал человека, то, увидев Адама, сказал: «Вот, Адам стал как один из Нас» [5]. Бог словно похвалил Себя и восхитился Своим созданием, ибо увидел Свой образ в человеке. Как вам известно (ведь большинство из вас — родители), когда у вас есть ребенок, он похож на вас, и вы ему радуетесь, поскольку в ребенке ви­дите себя. Смотришь на этого ребенка и говоришь: «Он по­хож на меня, у него мои черты» — и вам хорошо, и вы счаст­ливы. Ребенок — образ своего родителя. Даже в философии наши древние предки говорили о том, какое значительное и прекрасное создание — человек, когда он действительно человек. То есть когда в нем есть та красота, с какой Бог его создал, он исключительно хорош, красив, прекрасен. Поче­му? Потому что обладает всецелой красотой образа Божия.

Но у него есть и нечто еще. Второе, что дал ему Бог, — это возможность богоподобия. Поэтому Христос говорит нам, чтобы мы были подобны Богу: «Будьте совершенны, как со­вершен Отец ваш Небесный, и милосерды, как и Отец ваш милосерд» [6]. Когда человек действительно обратит на поль­зу образ Божий, будет подвизаться и уподобится Богу, тогда он смотрит на людей, как Благий Бог на Своих чад, не делая никаких различий и не проявляя никакой мелочности и при­страстности, для Бога нет никакой разницы в Его любви к лю­дям. А мы делаем различия: любим Бога один мало, другой больше, один отчасти, другой всецело. Будучи совершен, Бог, однако, любит всех нас одинаково, потому что Он наш Отец. Так и Божий человек одинаково любит всех без исключения.

Это подводит нас к критерию, который Христос объявляет сегодня, чтобы не оставлять нас в затруднительном положе­нии и чтобы мы не гадали: «Когда я умру, буду ли я вместе с Богом? А где я буду находиться после смерти? Что будет со мной на Суде Божием?» Чтобы убрать эти псевдодилеммы и псевдооправдания, Он открывает нам критерий и выносит на суд простые вопросы. Он говорит следующее: «Смотри, не волнуйся, если ты с любовью поступаешь с каждым чело­веком и в каждом человеке видишь Меня, то это — твое спа­сение». Чтобы показать, что любовь к брату — это результат любви к Богу. Ты не можешь сказать, что любишь Бога, если не любишь брата своего. Ты не можешь сказать, что ты Бо­жий человек, если не можешь общаться с другим человеком. Общаться не значит бросить ему кусок хлеба или отдать свои излишки и еще сделать себе при этом рекламу, мол, «я подаю милостыню, я раздаю деньги». Бог не хочет так. Бог движется по-Своему, Он хочет, чтобы у нас были Его черты.

Конечно, люди нуждаются в хлебе, еде, деньгах и прочем, но прежде всего человек нуждается в любви, которая явля­ется не чем-то абстрактным, а живейшим чувством, которое несет в себе человек. Если мы спросим, что такое человек, то можем дать одно простое определение. Писание говорит нам ясно: «Бог есть любовь» [7]. А что есть человек? Если он образ Божий, значит, мы можем сказать, что человек есть любовь! Приведу вам простой пример. К сожалению, сегодня все вы знаете о самом страшном биче среди молодежи — нар­котиках. К сожалению, все мы каждый день сталкиваемся с молодыми людьми, которые попали в водоворот пороков, и приходим в жуткое недоумение, потому что ты видишь пе­ред собой человека, за которого ты ни с какой стороны не можешь взяться. Как дым — можешь ли ты поймать дым? Ты пытаешься схватить его, а в руке не остается ничего. Кажется, что у него есть очертание, но ты не можешь его уловить.

Когда занимаешься с молодыми людьми, которые броси­ли всё в жизни и их абсолютно ничего не волнует, даже соб­ственная жизнь, — такой человек не боится смерти, посколь­ку его жизнь хуже смерти, — то думаешь: что же мне сказать этому человеку? Что ему обещать? Как его растрогать? Ведь его абсолютно ничего не интересует. Он как больной анорек-сией: хоть самую хорошую еду ему принеси — он смотрит на нее с отвращением. Он не хочет видеть ее перед собой, ты заставляешь его есть, а он не хочет. Действительно, это не­что страшное. Признаюсь, когда я начал заниматься этими молодыми людьми, много раз бывал в этом недоумении: что я им буду говорить, когда их ничто не волнует — ни деньги, ни слава, ни работа, ни жизнь, ни родители — абсолютно ни­что. Что ему сказать? Однако из своего малого опыта я уви­дел следующее: что действительно может воскресить даже мертвого человека — это любовь. Поэтому святитель Иоанн Златоуст говорит: «Любовь — это источник огня и жизни». Твоя любовь переливает жизнь в другого человека. Люби брата своего от души, по-настоящему, не ожидая от него ни­чего, не ища ничего, — как Бог любит тебя. А Бог не приходит, чтобы осудить тебя или хотя бы сказать тебе что-нибудь, но только чтобы оживить тебя и согреть Своей любовью. Се­годня мир нуждается в этой любви. Проявим же любовь к брату нашему, здоровую любовь, которая может выражаться и в чем-то материальном. Но даже если нам нечего дать ему, достаточно любить его правильно и по-настоящему.

Сегодня у многих людей есть всё, но их некому любить, они сами никого не любят и, утопая в достатке, при этом все-таки несчастны. Потому что отсутствует суть жизни, от­сутствует ее реальный смысл. Кто бы он ни был, какой бы расы или веры он ни был, для Церкви он — образ Божий. Он человек, за которого Христос умер. Следовательно, Церковь совершает социальное дело, пытаясь наполнить высоким смыслом жизнь падших людей, она даже совершает дело национального, мирового значения. Церковь — это то место, которое Евангелие открывает нам сегодня, — место, где на­шими братьями являются и Христос, и тот, кто несет в себе Его образ. И если мы чада Церкви и любим Христа, мы не можем не любить брата своего: кто бы он ни был, какой бы расы или веры он ни был, для Церкви он — образ Божий. Он человек, за которого Христос умер, человек, которого Бог со­здал и привел в этот мир. Поэтому мы не должны ни спра­шивать себя, ни говорить: «А как учит Церковь на такую-то тему и что говорит Церковь по этническим вопросам?»

Церковь через Евангелие говорит уже 2000 лет, она не жда­ла появления ни ООН, ни других институций человеческой справедливости. Церковь всегда благовествует Божию любовь в мире, равно как и то, что решением человеческих проблем является Сам Бог и Царство Божие: они — ответ на всё, что терпит человек в своей повседневной жизни. Поэтому, бра­тия, когда мы говорим о Царстве Божием, мы испытываем большую радость, облегчающую страдания настоящей жиз­ни. Когда смотрим на Христа, мы видим всех своими брать­ями. И когда смотрим на человека, всякого человека, видим нашего Господа Иисуса Христа, Которого мы, христиане, лю­бим, — не просто верим в Него, а любим Его и ожидаем ча­са, в который встретим Его. Сначала — в лице наших братий, а потом, в последний день — в Его вечном Царстве. Молюсь, чтобы у всех нас была эта великая Христова благодать в на­ших сердцах и чтобы Господь сподобил нас огромной радо­сти и сил вступить в этот великий и благословенный период Великого поста, чтобы мы были смелыми борцами против страстей и обитающего в нас греха, а Воскресение нашего Господа даровало радость и свет всему миру!

<-- -->
Прочитано: 585 раз
Поделиться с друзьями
Популярные статьи:

Отправить комментарий

*