Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы. «Сами себя и весь живот наш Христу Богу предадим» (продолжение)

0 комментариев | Обсудить
04.10.2023 | Категории: Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы.

Тут говорится, что хотя он и сделал что мог, приложил все усилия, но никакого результата не было. А почему не было результата? Чтобы он понял, что в конечном счете приход благодати не зависит от наших сил, техники и методов, но от милости Божией, изливающейся на смиренного человека. Бог никогда не принижает Себя в Сво­их способах, и когда вы слышите: «Если сделаешь это, полу­чишь то-то!» — знайте, что это чуждо пути благодати. Не так обстоит дело, нет у нас ни техники для стяжания благодати, ни метода, а есть у нас путь, путь покаяния, смирения, тер­пения перед лицом, наверно, очень больших и многих иску­шений и скорбей, которые мы встретим в жизни.

Все скорби, которые случаются на пути христианина, могут быть использованы в его духовной жизни. Кто-нибудь может спросить: «Если мой супруг (или моя супруга) — жестокий человек и превращает мою жизнь в мучение, значит ли это, что это духовная борьба и это относится к моей духовной жизни? (Или у меня есть ребенок, который причиняет мне страдания, или какая-то болезнь, или я беден, или мои дела идут плохо)». Всё это может стать частью борьбы в духовной жизни благодаря терпению. Когда человек терпит, молится, благодарит Бога и славит имя Божие, тогда он «пересажива­ет» эти испытания в свою духовную жизнь. Каким образом? Боль «обрабатывает» душу, она дает ей силы вырваться из оков материи, оторваться от этого мира, от материального и оков окружающего, от оков своей логики и возможностей — и устремиться вперед с великим рвением к Богу, единственно­му из всех, Кто никогда не разочаровывает человека.

Знайте, что под конец мы разочаруемся во всех и во всём. Когда? В час нашей смерти. Тогда нас разочарует всё, даже наше собственное «я», поскольку мы увидим, что оно завер­шило свое шествие по этой жизни. И самые дорогие для нас люди уйдут, и всё, что было вокруг и утешало нас, пройдет, всё нас покинет, и останется только одно — Бог. Поэтому ве­ра в Бога является смыслом всего нашего духовного пути, можно даже сказать — всей жизни человека. Мы видим, что в конечном счете вся тайна состоит в этом факте.

Вера и неверие

Человек, имеющий веру, похож на стоящего на скале; при­ходят искушения, испытания, разочарования, а он продол­жает стоять на камне веры в Бога и не колеблется. Он может скорбеть, огорчаться, проявлять нетерпение, но не погиба­ет и не падает. Тогда как человек, не знающий веры в Бо­га, строит на том, что само по себе осуждено на обрушение. Почему происходит так? Потому что когда ты строишь свою жизнь вокруг одной личности — независимо от того, супруг ли это, ребенок, приятель, школьный учитель, или когда ты воздвигаешь здание свое на твоих деньгах, славе, уме, здо­ровье, на самом себе, — то придет час, когда всё это более не будет иметь силы и станет очень слабым. И наступит неиз­бежный час, когда всё рухнет и человек дойдет до полного разочарования. Человек должен научиться класть в осно­вание здания своей жизни веру, которая побеждает смерть. Именно вера в Бога является силой, благодаря которой мы можем продолжить идти вперед и делать всё то, что делал святой Силуан и достиг вершины духовной жизни.

О понимании воли Божией в духовной борьбе

Очень трудно понять волю Божию, потому что Бог откры­вает Свою волю человеку, готовому исполнить ее, но только меньшинство обладает готовностью осуществить совершен­ную волю Божию. Поэтому Бог из любви зачастую не откры­вает ее, чтобы не сделать нас еще более виновными, когда мы увидим, что не хотим Ему последовать. И не то что не можем — мы можем: («Всё могу о укрепляющем меня Хри­сте», — говорит святой апостол Павел [7]); мы можем соблю­сти волю Божию, однако не хотим — по многим и разным причинам. И хотя бы впоследствии мы могли бы захотеть, но мы сейчас не хотим. Поэтому воля Божия прикрывается отеческой любовью со стороны Бога. Самым надежным пу­тем для подвизающегося являются вопросы — спрашивать духовного отца о том, как поступать в духовной жизни. И, неся послушание, которое есть таинство в жизни Церкви и совершается во имя Иисуса Христа и любви Божией, человек принимает его как волю Божию, и Бог благословляет этот путь. Это самый надежный путь, иного для нас не существу­ет, кроме пути терпения среди многих препятствий, — там тоже видна воля Божия. Мы не можем напрямик узнать ее, как это делали святые, потому что мы не мертвы для греха, какими были они, мы имеем внутри себя много желаний, и наша воля отделяет нас от воли Божией. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и пришли в познание истины [8]. Он хочет, чтобы все люди пришли к Нему, и поэто­му Христос пришел в мир, распялся и сказал: «Когда Я воз­несен буду от земли, всех привлеку к Себе» [9], — и сделал всё, что сделал, чтобы пробудить нас. Один святой спрашивает: «Зачем было нужно, чтобы Христа били, чтобы Он терпел жажду, выстрадал всё это? Нельзя ли было убить Его одна­жды, и чтобы Он не страдал, проходя через мучения? Зачем Он Себя мучил? — Чтобы помочь нашей мертвой душе про­будиться перед тем делом, которое Он совершил на земле».

Как человек приходит к Богу — это тайна, которую нам не­легко понять, поэтому мы имеем заповедь нести слово Божие, стараться помочь братьям нашим приблизиться к Богу, а далее пусть нас не охватывают тревога и страх, почему, мол, они не входят в Церковь. Предоставим всё Промыслу Божию, придет час, когда Бог использует то, что мы делаем, так, как знает Он. Мы имеем много тому примеров: почему Он не призвал святого апостола Павла раньше, а попустил ему со­вершить все эти злодеяния? Потому что тогда Павел не был готов. Бог, знающий человека, заговорит в его сердце, когда он будет готов. Это тайна. Он хочет, чтобы все люди пришли к Нему, потому что такова цель человека, таково завершение нашего земного присутствия — пойти и встретить Бога.

<-- -->
Прочитано: 751 раз
Поделиться с друзьями
Популярные статьи:

Отправить комментарий

*