Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы. «Вера, как опыт жизни в Боге» (продолжение)

0 комментариев | Обсудить
15.10.2016 | Категории: Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы.

5002       
        А что это значит — вечная жизнь? Два слова — «вечная» и «жизнь». Вечная, потому что она никогда не кончается, а все, что никогда не кончается, — бессмертно: оно побеждает смерть и тление и подает человеку именно то, чего ему не­достает, потому что человек не может жить среди смерти, не может обрести покоя среди тленных вещей. Все, что ограни­чено, не может утешить человека, потому что он по приро­де своей неограничен, поскольку является образом Божиим и его нельзя уложить в схемы и ограничить пределами, он не может вместиться в то, что умирает, он не согласен на смерть. Он не сотворен для смерти и поэтому обретает по­кой и чувствует себя целостным только в том, что вечно. По­этому святой апостол Иоанн и говорит тут о вечной жизни. И то, что вечно, — это не смерть, это не счастье или что-ни­будь еще, а жизнь, вечная жизнь.
       
        Христос называет Себя жизнью: «Я есмь путь и истина и жизнь» [3]. То, чего мы ищем и чего хотим, — это реальная жизнь, реальный смысл жизни, сама жизнь. Христос — наша жизнь, и Он — жизнь вечная. Без Него наша жизнь — ад. Без Него, без Бога, человек не может жить по-настоящему, он может жить биологически, но на самом деле быть мертвым: он уже не живет, он умер, находясь вдали от Бога. Мы все чувствуем это, когда живем вдали от Бога или делаем то, что отдаляет нас от Него. Мы понимаем, что это отлучает меня от Бога, а когда я оторван от Бога, я в аду, когда же с Ним, то будь я даже в аду, ад для меня становится раем. В конечном счете, Христос — это рай, а Его отсутствие — ад. Когда Бог отсутствует, тогда будь ты даже в раю, рай становится адом.
       
        У Церкви есть одна реальная цель — дать нам опыт веч­ной жизни, Царства Божия, которое является мощной реаль­ностью. Оно мощная реальность, но для кого? Для тех, кто подвизается, чтобы ощутить присутствие Бога в сердце сво­ем, для тех, кто борется, чтобы выбросить из себя все, что отлучает от Бога. Многие говорят: «А это грех? Курение — это грех, батюшка? А делать ставки на лошадей — это грех?» Грех ли это, грех ли то?.. Бог не составил нам какого-то каталога грехов, какой-то конституции, которая систематизировала бы грехи. Грех — это все, что отделяет нас от Бога. Если я на­чну любить что-нибудь больше Бога — это грех. Если буду лю­бить себя больше Бога — это грех. Если я начну любить деньги больше Бога — это грех, если буду любить все что угодно и любовь к этому будет сильнее любви к Богу — да, это грех, потому что это связывает мое сердце, пленяет его и прико­вывает этими воззрениями к тому, что отдаляет меня от Бога.

Грех отдаляет меня от вечной жизни, Царства Божия, от моей связи с Богом. Поэтому вечная жизнь — это опытное переживание людей, которые подвизаются по силам своим -сколько сил хватит, но всем сердцем — жить вечно с Богом. Для этой борьбы нужно иметь сильное сердце. Если ты ро­бок — ты не можешь подвизаться, если боязлив, дрожишь и пугаешься — тогда это трудно, ты не будешь преуспевать с легкостью. Спросил некто одного авву (из «Патерика»): «Авва, скажи мне, как я могу спастись?» — «Если у тебя есть сердце, ты можешь спастись!.. » Бывает ли человек без серд­ца? Оно есть у всех — так что же он хочет этим сказать нам? Если сердце твое хочет этого, если у тебя есть сила, реши­мость, воля, ты можешь спастись.

Кто-нибудь скажет: «Я грешный человек, у меня есть стра­сти, ужасные страсти, я порабощен своими страстями. Не могу избавиться от них, они действуют во мне. Как я могу спастись? Я хочу этого, но не могу. Не могу избавиться от всего этого. Что же это со мной?!» Да, вечная жизнь, Цар­ство Божие и опыт знания Бога — это не результат одних на­ших сил. Да и каких сил? Малых, которые у нас есть, — если они есть. То, чего хочет Бог от нас, — это воля, чтобы я захо­тел. Если я хочу, то я получу силу от Бога. Отдай Богу свое намерение — и получишь от Него Его силу. Скажи: «Я хочу подвизаться, возлюбить Бога, быть всегда вместе с Богом! Но во мне есть много того, что тянет меня назад!» Сейчас это не имеет значения. Отдай Богу свою волю и затем обра­ти свое бессилие, порабощение и терзание в страстях себе на пользу — духовным образом, с помощью смирения и по­каяния, чтобы это бессилие смогло превратиться в силу.

Объясню: вот я хочу сделать что-то. Например, ребенок хо­чет пойти домой, а другой ребенок держит его и не пускает. Первый начинает громко кричать: «Мама! Мама! Такой-то не пускает меня домой!» Он кричит и зовет свою мать, видя, что кто-то держит его и не дает пойти домой. Конечно, мать приходит, освобождает его и ведет домой. Бог делает то же самое. Когда человек призывает Его своей волей, хотя сам и не может сделать ничего, тогда Он вмешивается, Божия благодать сходит и дает человеку в дар то, что он хочет. По­этому в действительности наше спасение — это не наше дело, а Божие. Наше дело — это наша воля, наше желание. Но, к сожалению, когда мы растем, вместе с нами растут и страсти, порабощающие нас, и случаются такие сильные страсти, ко­торые берут нас в плен и получают над нами полную власть.

Страсть настолько сильна, что первое, что она выводит из строя, когда действует, — это наш ум. Тогда она может взять руль в свои руки и увезти тебя, куда только захочет. Она будет владеть ключами от машины, сядет в нее, схватится за руль и укатит машину, куда ей вздумается. Когда ум пленен, все остальное происходит уже само собой. Страсть имеет свойство напрямик поражать ум. Она хватает его, пленяет и затем уво­дит тебя, куда захочет. Ты можешь говорить и теоретически знать, что вот это все делать не нужно. Да, но в эту минуту ни­кто не думает о теориях. Кто держит руль — тот и ведет машину.

<-- -->
Прочитано: 856 раз
Поделиться с друзьями
Популярные статьи:

Отправить комментарий

*