Святая новомученица Босилька Пасьянская

0 комментариев | Обсудить
07.07.2018 | Категории: Без рубрики

3

В мае 2018 года Священный Архиерейский Собор Сербской Церкви причислил к лику святых троих мучеников Христовых, пострадавших в период турецкого ига: монаха Григория Печского, Василия пекаря Печского и девицу Босильку из Пасьяне. Торжественное прославление новых святых состоялось в храме Святого Саввы 10 мая 2018 года за Божественной литургией в День сожжения мощей святого Саввы.

Таким образом, Сербская Церковь утвердила давно существующее молитвенное почитание новопрославленных святых мучеников у верующего сербского народа, в первую очередь Косово и Метохии, где они и пострадали.

***

В старинном сербском селе Пасьяне на окраине Гнилане в Косово в XVIII веке жила благочестивая семья Райичич. В скромном родительском доме с братьями и сестрами росла набожная и прекрасная девушка Босилька, отличавшаяся кротким нравом, смирением, трудолюбием и послушанием. С малых лет она привыкла помогать матери по хозяйству, ходить за домашней скотиной. С отцом и братьями она работала в поле и саду на сборе урожая, заготовке корма для скота и дров на зиму.

По праздникам вся семья посещала богослужения в сельском храме, а по вечерам Босилька сама усердно молилась перед иконами, древним образом Божией Матери и покровительницы семьи святой Параскевы, хранившимися в отчем доме. Особо ее сердце согревалось верой в период рождественских и пасхальных праздников, когда она вместе с родными и детьми односельчан причащалась Святых Христовых Таин.

Когда ей исполнилось 17 лет, родители повели ее первый раз в соседнее Гнилане на Иваньдан – праздник Рождества Иоанна Предтечи, где собирался сербский народ из всех окрестных сел Поморавья. Один раз она побывала и в монастыре Драганац на собор Святых Архангелов.

Босилька была наделена особой девичьей красотой, которая не осталась незамеченной не только со стороны родственников и знакомых, но и со стороны соседей безбожников. Демонская похоть к молодой девушке овладела одним местным албанцем из Депца. Он стал ждать удобного момента, чтобы ее похитить. Подобные похищения были в те времена обычным делом, и сербам приходилось следить за тем, чтобы сохранить своих родных и детей.

Вместе со своими сподручными арнаут долго следил за Босилькой, дожидаясь, когда она по какому-нибудь делу выйдет из села. Удачный момент для осуществления этого преступного замысла выпал осенью, когда девушка вместе с отцом и братом отправилась в лес за дровами, в место под названием Белый Камень. Трое албанцев с закрытыми лицами, словно звери, напали на них из засады и похитили девушку. Они стреляли в отца и брата, а несчастную пленницу уволокли в сторону Карадака.

Несколько дней родственники вместе со священником из Пасьяне добивались от турецких властей помощи и признания самого факта, что молодую сербку похитили и увели в албанский дом. Колеблющаяся и терпимая к арнаутам турецкая власть затягивала с расследованием происшествия и судом. Турки хотели, чтобы дело решилось само собой, будучи уверенными в том, что из-за позора перед родными девушка сама смирится со своей участью, как бывало уже не раз.

Арнаутские злодеи и турецкие угнетатели не рассчитывали только на твердую веру молодой сербки. Все это время Босилька в чуждом и иноплеменном окружении претерпевала сильные искушения, оскорбления, унижения и угрозы, что она примет ислам и выйдет замуж за насильника. Решительно и непоколебимо она отвергала все нападения, надеясь на милосердие Божие и не теряя надежду на спасение. Ее морили жаждой и бессонницей, избивали и оскорбляли, периодически пытались уговорить ее сдаться.

С Господом в сердце и молитвой на устах девушка укреплялась и преодолевала все испытания. Теряя терпение, похититель-арнаут с диавольской жестокостью мучил Босильку, выдирая ей волосы, прижигая ступни раскаленным железом и бия по лицу.

Чтобы сломить Босильку, арнауты привели к ней и взрослую сербку с мусульманским именем, которая тоже убеждала ее принять «турецкую веру», чтобы спасти себя и пощадить своих родителей. Но Босилька оставалась непоколебима. «У меня своя вера, – твердо отвечала она. – Лучшей мне не надо, потому что ее нет. А что касается замужества, то я уже обручена, – тихо с неземным светом в очах отвечала она. – У меня есть жених…»

На упорное требование сказать, кто ее избранник, она отвечала потурченке: «Христос – мой избранник. Я принадлежу только ему и никому другому. Я не отрекусь от моего Бога и моей святой веры, как ты, которую мне жаль».

– Не превозносись, несчастная, спасай душу, – убеждала потурченка.

– Так не спасается душа, – ответила молодая христианка, – но теряется.

– Ты еще раскаешься, – едко напоследок сказала ей потурченка, посоветовав, – возьми хотя бы еду и воду, посмотри, на что ты похожа, – остались кожа да кости…

– Меня Бог питает и напояет, – тихо ответила ей Босилька и предалась молитве.

Последовали новые и еще более жестокие мучения. На девушку пытались надеть костюм местных женщин-мусульманок, но она рвала эти одежды и сопротивлялась.

«Убейте меня, убейте! – кричала она. – Не дамся, я православная христианка. Не дам мою веру, мои сербские одежды… не дам девственность! Только мертвой меня возьмете!» – останавливала она мучителей. Так, хранимая своей смелостью и силою свыше, Босилька осталась чистой, неоскверненной и непоколебимой в вере.

Разгневанный, оскорбленный и разочарованный арнаут в бессильной ярости решил убить непокорную христианку. Для этого черного дела он позвал на помощь двоих родственников, и связанную и изнемогшую Босильку оттащили на коне через реку Лапушницу, где на поляне у дороги они закончили свое диавольское дело. Злодеи закололи девушку ножами, яростно выкрикивая при этом: «Смерть шкинье (сербке), смерть шкинье!» В этот момент мученица ощутила прилив сил и, не обращая внимания на удары, тихо помолившись Богу, воскликнула: «Это не смерть для меня, но жизнь, вы в руках смерти навсегда, поганое ваше племя!»

Разъяренные еще больше такими смелыми и пророческими словами злодеи начали кромсать ее тело ножами. Мужественная Босилька предала свою благородную душу в руки Творца и переселилась в райские обители Господни.

Только после ее кончины турки позволили родственникам и жителям Пасьяне собрать останки святой мученицы и с почестями похоронить около старой церквушки. Позднее, во время обновления храма они были погребены в его стенах.

Предание о христианском подвиге и мученической кончине святой девушки Босильки и сегодня живет в Пасьяне и всем Косовском Поморавье, о чем свидетельствуют рассказы старых пасьянцев Василия-Васы Стояновича и Божидара Джорджевича, путевые заметки духовников и хронистов, писателей и путешественников (патриарха Павла, Томы К. Поповича, Григория Божовича), а также необычные фрески неизвестных мастеров на стенах церкви в Пасьяне.

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

По материалам Рашко-Призренской епархии СПЦ

Источник: Правмир.Ру

Прочитано: 144 раз
Поделиться с друзьями
       

Отправить комментарий

*