Святитель Тихон Задонский. Духовные наставления.

0 комментариев | Обсудить
11.05.2017 | Категории: Без рубрики

Святитель Тихон Задонский       
        Святитель Тихон – знаменитый иерарх и крупнейший духовный писатель XVIII века. Ему довелось быть епископом Кексгольмским и Ладожским, заведовать Синодальной конторой, а с 1763 года стать епископом Воронежским и Елецким.
       
        В течение четырех лет и семи месяцев он вел самую деятельную борьбу по оздоровлению церковно-приходской и монашеской жизни Воронежской епархии: много внимания уделял проповедничеству, благотворительности, исправлению нравственных недостатков духовенства. «Но тут, — отмечает церковный историк А.В. Карташев, — среди епархиальной суеты, он почувствовал неодолимое влечение к монастырской тишине, о которой всю жизнь тосковала душа его».        
        Прошение преосвященного Тихона об увольнении на покой 17 декабря 1767 года было уважено. Он удалился в заштатную Толшевскую Спасо-Преображенскую обитель, но через год переселился в Задонский Богородицкий монастырь. И эти шестнадцать лет подвижнической жизни явили верующей России благодатного старца и большого писателя, в сочинениях которого слышался, по словам протоиерея Георгия Флоровского, «апостольский отклик на безумие вольнодумного века».

Что значит отвергнуться себя

Кто с пути пространного хочет сойти и на путь христианский встать (надобно же это каждому, кто хочет спастись), тому должно от злых дел отстать и обратиться к Богу с покаянием и с сожалением о том, что в пространстве воли своей жил и волю Божию презирал, и изменить себя, и начать новую, богоугодную жизнь. На пути христианском в самом начале требуется, чтобы человек, хотящий по ему идти, отрекся от себя, ибо так научает Господь: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя (Мк. 8: 34).

Что значит отвергнуться себя?

Сделаться иным, чем прежде был, не по естеству, но по внутреннему состоянию: сребролюбцу отречься от сребролюбия, славолюбцу от славолюбия, блуднику и прелюбодею от нечистой похоти, гневливому и злобному от гнева и злобы, гордому от гордости, немилостивому от жестокосердия своего, словом, злонравному от злонравия своего отречься. Так естество то же будет, но нрав иной будет. Что Бог создал, то же будет, но что человек сам сделал, то переменится; и так человек будет иной; и иной по нраву, но тот же по естеству.

Повествуется, что юноша некий жил нечисто с блудницей и, желая от того дела скверного отстать и исправить себя, удалился от нее на время. И когда почувствовал, что в нем угасла к ней похоть, возвратился в дом и, случайно встретившись с ней, молча мимо прошел. И когда на другой день вновь с ней встретился и, ничего ей не говоря, мимо шел, она ему сказала: «Ведь я такая-то. Как ты меня не узнал?» — «Но я не тот», — отвечал он.

Итак, будь и ты не тот, что прежде был. Перемени себя и не тот будешь. Не ищи славы, чести, богатства и сласти мира сего; не гневайся и не мсти, когда поносят и обижают тебя; не любуйся, не услаждайся, не утешайся и не превозносись, когда хвалят тебя; не жалей и не ропщи о похищенном имении твоем, и прочее, — и не тот будешь. И это и есть: отвергнуться себя. Тогда пойдешь тесным путем, и понесешь крест свой, и будешь последовать Христу.

Когда человек отречется от злонравия своего и внутреннее свое состояние исправит, тогда и внешние его дела, слова и начинания исправны будут: руки не будут делать худого, язык не будет говорить худого, ноги не будут ходить на худое, уши слышать, глаза смотреть худого не будут, так как воля не будет хотеть худого, но только доброе; и так согласие доброе будет между сердцем, или внутренним состоянием, и внешними членами и деяниями их. Ибо от сердца всякое дело и слово зависит: от праведного и доброго сердца дело и слово праведные и добрые бывают. Так от чистого колодца чистые текут ручьи. Так гусли хорошие хороший издают звук. Так добрый колокол хорошо звенит. Так сосуд с ароматами добрый приятный издает запах. Так, по слову Господнему, дерево доброе приносит и плоды добрые (Мф. 7: 17)

Истинной добродетели последует искушение. Сатана всегда восстает на Христовых рабов и попущением Божиим то через себя самого, то через злых людей причиняет им зло. Здесь нужно каждому благочестивому терпение, и все, что ни приключится противное, безропотно и великодушно переносить, и терпением преодолевать, и это все приключающееся, как от Бога посланное, принимать, чтобы показать, что он нелицемерно Бога почитает. Так сатана посрамляется, и человек, истинно почитающий Бога, познается и венчается.

Так на Иова святого от диавола нашедшее искушение, которое он великодушно претерпел, показало, что он истинный был богопочитатель. И диавол не нашел более чем его оклеветать, тот, который прежде клеветал и говорил: Разве даром чтит Бога Иов (Иов. 1:9)?

И так, терпением его побежденный и посрамленный, умолк.

И сие-то есть взять свой крест, то есть быть готовым к терпению всего, что ни приключится противного, даже и до самой смерти, если это нужно будет ради Бога. Что значит нести крест свой? Ответ: терпеть безропотно и великодушно все, что ни приключится.

Так носящему свой крест должно последовать Христу, как Господь сказал: и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8: 34)

Прочитано: 5 раз
Поделиться с друзьями
       

Отправить комментарий

*