Преподобный Амвросий Оптинский. Наставление живущим в миру.

0 комментариев | Обсудить
11.07.2018 | Категории: Без рубрики

vera        
        Преподобный Амвросий Оптинский. Наставление живущим в миру.
       
        Пишете вы, что среди мира и семейства чрезвычайно трудно отрешиться от земного. Действительно, оно трудно. Но евангельские заповеди даны людям, живущим в мире, ибо тогда не было ни монахов, ни монастырей. Должно всем христианам помнить слово Господне: в мире скорбни будете; также сказанное в апостольских Деяниях: многими скорбями подобает нам внити в Царствие небесное. Не определено, какими скорбями, а вообще сказано, многими, ибо у каждого человека свои скорби, смотря по его внешнему положению, и внутреннему устроению, и душевным немощам. Сообразно со всем этим одному приходится испытывать одного рода прискорбия, другому – другого рода. Но для всех Господь положил одно общее правило: в терпении вашем стяжите души ваша; и: претерпевши до конца, той спасется.

Призываю на вас и на все семейство ваше мир и милость Божию, сердечно желаю вам от Господа всех благ и подкрепления в скорбях ваших.

14.01.1868 г.

Письма твои получил и по крайнему недосугу и немощи телесной отвечаю тебе вкратце. Несть греха, побеждающего милосердие Божие, хощет бо всем спастись и в разум истинный приити. Поэтому отложи свое неразумное отчаяние и старайся соблюдать заповеди Божии, а в чем согрешишь, кайся и исправляйся. Все скорби, постигающие тебя, терпи по слову Божию: в терпении вашем стяжите души ваши; и, претерпевый до конца, той спасен будет. На домашних гнева не держи, а молись за них и за всех ненавидящих и обидевших тебя и милостью Божиею спасешься, аще сотворишь сие, то есть заповеди Божии. А самоубийцы идут на самое дно адово, и тяжесть всех грешников сдавливает их там, и мучения их ужасны и безконечны. Взирай на пример святых, как они терпели для спасения.

7.08.1885 г.

Надобно знать, что только в Царствии небесном будет совершенно покойно. А на земле, сказал Господь, скорбни будете. Да и люди глаголают: там хорошо, где нас нет. Поэтому всегда заканчивают словами: как ни прикинь – все выходит клин. Поэтому люди по нужде и умудряются соединять клины и сшивать, чтобы выходил четвероугольник. Не без причины называется земная жизнь юдоль плача: плачут подчиненные и бедные, вздыхают начальники и богатые. Без скорби и печали на земле никого нет. Соображая все это, обратимся мыслию и сердцем ко всеблагому промыслу Божию, который нас доселе питал и все потребное давал. Возверзем печаль свою на Господа.

3.09.1883г.

Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряйте себя в это время за горделивое расположение души и за осуждение других. Первые без последних не вменяются в грех. Скупость происходит от неверия и самолюбия. Также и раздражительное состояние духа происходит, во-первых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во-вторых, и от неверия, что будто бы исполнение заповедей Божиих в настоящем месте не принесет вам никакой пользы. Правда, что место удобное помогает, но все-таки главное дело зависит от силы душевного произволения на благое, и понуждения к тому, и от приличного хранения себя. Ева и в раю нарушила заповедь Божию.

22.04.1861 г.

Возлюбленный о Господе! Давно собирался я писать к вам, но немощь моя и недосуг не дозволяли мне. Посылаю вам подлинником письмо родителя вашего. Хотя я не могу вполне согласиться с его мнением, но не могу и совсем отвергнуть оного в том отношении чтобы вы, по возможности, берегли свое здоровье и не изнуряли оного неуместными лишениями и телесным подвижничеством не по силам. Хорошо везде и во всем середина. Неумеренность же и неблаговременность всегда вместо мнимой пользы приносят вред. Знайте, что телесные добродетели (пост и бдения) только орудия добродетелей; добродетель же в собственном смысле только душевная.

Воздержание нужно иметь не только от различных снедей и пития, но от страстей вообще: от гнева и раздражительности, от зазрения и осуждения, от тайного и явного возношения, от упрямства и неуместной настойчивости на своем и подобное. Благоразумная и благонамеренная уступчивость, где нет явного нарушения заповеди Божией и явного греха, всего ближе подходит к заповеди Господней: иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет. Не говорю вам, чтобы вы уступали людям, если бы некоторые из них стали принуждать вас к презорливому нарушению постановлений Православной Церкви, но объясню только, что среди столкновений между людьми следует стараться сохранять благодушие и мир внутренний, прежде, по крайней мере, стараясь сохранить псаломское слово: смутихся и не глаголах, потом уже сказанное к предуспевшим уготовихся и не смутихся.

Не вотще сказано в Евангелии: будите убо мудри яко змия, и цели яко гобубие. Змея, когда ранят ее тело, всячески старается соблюсти целою главу; а христианин в трудных обстоятельствах да старается соблюдать веру в промысл Всесильного и Всеблагого Бога, Иже воздаст коемуждо по делом терпения, чтобы чрез сию веру удержать себя в пределах незлобия голубиного. Начал было писать о благорассудном употреблении пищи и телесного бдения, а написалось иное.

Пусть будет так. Бог весть полезное лучше нашего. Письмо родителя возвратите! Мир вам!
Преподобный Амвросий Оптинский. Наставление живущим в миру.

Прочитано: 108 раз
Поделиться с друзьями
       

Отправить комментарий

*