Мощи преподобномученика Анастасия Персиянина в сокровищнице Ахенского собора

0 комментариев | Обсудить
04.02.2024 | Категории: Без рубрики

iak-pers-relic       
        Мощи преподобномученика Анастасия Персиянина в сокровищнице Ахенского собора
       
        Путешествуя в 1520 году по Нидерландам и Германии, немецкий живописец, основоположник искусства немецкого Возрождения Альбрехт Дюрер присутствовал в Ахене на коронации Карла V и оставил в своем дневнике восторженную запись о тех «уникальных и изысканных по красоте» реликвариях и предметах церковной утвари, какие довелось ему видеть в ризнице Ахенского собора. В Средние века Ахен был центром империи Каролингов и Священной Римской империи германской нации, местом коронации германских королей и резиденцией императора Карла Великого († 814), при котором город достиг особого расцвета. Не только в Средневековье, но и в более позднее время Ахен имел высокий статус среди других городов Германии. Он был паломническим центром Западной Европы и служил традиционным местом остановки паломников из Северной и Восточной Европы на пути в испанский город Сантъяго-де-Компостела, где хранятся мощи святого апостола Иакова.
       
        Особое значение Ахена как политического и религиозного центра империи подтверждается многочисленными дарами от германских королей и римских императоров кафедральному собору города. Бесценные приношения хранятся в специально построенном здании сокровищницы, превращенной ныне в музей[1]. Один из таких даров – реликварий с мощами (глава) преподобномученика Анастасия Персиянина († 628, память 22 и 24 января). Согласно информации, предоставленной заведующим музеем-сокровищницей Ахенского собора доктором Георгом Минкенбергом, реликварий изготовлен в Антиохии между 969 и 1025 годами, а в сокровищнице хранится с 1204 года. Ссылаясь на данные исследований немецких историков и искусствоведов, музейные сотрудники сокровищницы придерживаются мнения, что в 1000–1002 году реликварий вместе с другими драгоценными сосудами был преподнесен немецкими и византийскими посланниками в качестве свадебного подарка коронованному в 983 году в Ахене Оттону III и его византийской невесте. Другая версия гласит, что, возможно, реликварий в 1204 году поступил в ризницу Ахенского собора в качестве трофея.

Искусно выполненный из серебра с чернью и позолотой, он имеет следующие размеры: высота – 39 см, ширина – 19 см, глубина – 20 см. Реликварий сделан в форме одноглавой купольной греческой церкви квадратной формы с апсидой. По мнению специалистов, изначально это была кадильница, которую наполняли горящими углями и благовониями. Кадильницы подобной формы можно видеть в ризнице собора святого Марка в Венеции. На серебряном корпусе реликвария надпись по-гречески, из которой можно узнать имена его возможных заказчиков и исполнителя. Вот ее перевод: «Господи, помоги рабу Твоему Евстасию, проконсулу, патрицию, полководцу Антиохии, и рабу Твоему Ликию». На стенках реликвария греческим шрифтом выведены три стиха из 86-го и 131-го псалмов: «Славное возвещается о тебе, граде Божий!» (Пс. 86: 3); «Стань, Господи, на [место] покоя Твоего, Ты и ковчег могущества Твоего» (Пс. 131: 8); «Ибо избрал Господь Сион; возжелал [его] в жилище Себе» (Пс. 131: 13).

Анастасий Персиянин широко почитался в Византии. В византийских и греческих календарях его память указывается 22 января, 24 января упоминается как день перенесения его мощей. Житие этого святого было написано сразу после его смерти в 628 году и основано на рассказе монаха, свидетеля его подвигов и мученической кончины[2]. В Х веке житие святого было переработано Симеоном Метафрастом. В первой половине ХII века на Руси был сделан перевод краткого жития Анастасия Персиянина: о его почитании на Руси свидетельствуют месяцесловы древнейших Евангелий.

Афанасия Персиянина в миру звали Магундатом. Он был родом перс, из селения Раснуни в земле Разих, принадлежал к сословию магов и содержал школу, где обучал желающих чародейским хитростям. Во время войны между персами и ромеями шаханшаху Хосрову II в завоеванном им Иерусалиме удалось захватить Крест Господень, который в 614 году был отправлен в Персию и находился там до 628 года, а потом был возвращен в Святой Град византийским императором Ираклием. Именно появлением Святого Креста в Персии автор жития Анастасия Персиянина объясняет зарождение в персидском жреце-огнепоклоннике интереса к христианству. Оставив школу на попечение сына, Магундат в числе войска персидского военачальника Шахина участвовал в походах в Малую Азию. В это время войска императора Ираклия появились в самой Персии, и Шахину пришлось отступить. Побуждаемый жаждой истинной веры, Магундат дезертировал из войска и поселился в Иераполе у одного перса-христианина, золотых и серебряных дел мастера. Магундат посещал христианские богослужения и уговаривал своего хозяина способствовать его крещению, но тот, опасаясь персов, отказался. Тогда Магундат отправился в Иерусалим, где обратился с просьбой о крещении к Илии, пресвитеру храма Вознесения Господня. Тот крестил его и нарек именем Анастасий. Через некоторое время Анастасий Персиянин объявил Илии о своем желании стать монахом и вскоре принял постриг (ок. 620) в монастыре святого Анастасия, основанном неким Юстином неподалеку от Иерусалима. Там Анастасий Персиянин изучал греческую грамоту и Псалтирь, позже стал читать Священное Писание и жития, особенно вдохновляясь подвигами мучеников. Он был иноком добродетельным, смиренномудрым, трудолюбивым и поэтому охотно исполнял все послушания и монастырские работы. Руки его всегда были заняты работой, а уста – прославлением Бога. Через семь лет Анастасий Персиянин покинул обитель и отправился странствовать. Придя в Кесарию Палестинскую и увидев у храма святой Евфимии персидских магов, готовящихся совершить жертвоприношения, Анастасий Персиянин выступил против них с обличениями и на вопрос, кто он такой, открылся, что он перс и сам бывший маг. Маги позвали солдат, и те задержали Анастасия Персиянина как соглядатая, а выяснив, что он к тому же бывший царский всадник, отправили в тюрьму, доложив об этом марзбану (наместнику). Тот подверг его допросу, а затем потребовал отречься от Христа, но Анастасий Персиянин решительно отказался. Несколько раз представал он перед марзбаном и обличал его в нечестии, оставаясь непоколебимым даже после пыток. После праздника Крестовоздвижения, который в виде особой милости святому было разрешено провести в христианском храме, Анастасия доставили на суд самого Хосрова. Тот послал к Анастасию одного из судей с предложением отречься от Христа и вернуться к вере предков, за что обещал большие богатства. После того как Анастасий Персиянин отказался выполнить это, его вновь подвергли мучениям, но он остался тверд и несгибаем, вознося хвалы Господу. Тогда Анастасия Персиянина вместе с 70 другими христианами отвели к реке и одного за другим удавили веревкой. Тела казненных были брошены у реки на съедение собакам, а голову Анастасия Персиянина отправили Хосрову. Собрав деньги, местные христиане выкупили тело мученика, которое чудесным образом не было тронуто собаками, и похоронили его в расположенном неподалеку монастыре мученика Сергия.

Через десять лет после кончины Анастасия Персиянина его мощи перенесли в Кесарию Палестинскую, а затем — в Константинополь, где в конце VIII века был построен храм во имя святого. Сохранились сведения, что позднее глава святого хранилась в Риме. Одна часть мощей находилась в церкви Святого Креста, а другая – в одном из загородных монастырей. С 1204 года и по настоящее время глава преподобного Анастасия Персиянина хранится в немецком Ахене.

Во второй половине 2007 года реликварий с мощами этого святого несколько месяцев находился в Ватиканском музее. Для специалистов в Ватикане и Ахене остаются не до конца выясненными некоторые вопросы. Неясно, ни для какой церкви сначала была предназначена антиохийская кадильница, ни когда и при каких обстоятельствах ее превратили в реликварий с мощами (главой) преподобного Анастасия Персиянина. Впрочем, в историях и других христианских святынь сокровищницы Ахенского собора есть свои пока еще не разгаданные тайны.


[1] Ахенская капелла и ее сокровищница в 1978 году были включены ЮНЕСКО в число памятников международного культурного достояния.

[2] См.: Православная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. С. 249.

Анатолий Холодюк

<-- -->
Прочитано: 626 раз
Поделиться с друзьями
Популярные статьи:

Отправить комментарий

*