Роман Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы» можно назвать одним из самых серьезных богословских произведений, написанных не богословом, а «простым» писателем. Этот роман весьма сложен для прочтения, но сложен, как мне кажется, именно потому, что он невероятно правдив.
Достоевский предельно честен с читателем: автор не пытается скрасить человека и его поступки и показывает, на какую глубину может пасть человек, считающий, что ему «все позволено». Ведь, если нет Бога, нет той силы, которая видит и оценивает каждый человеческий поступок, то, значит, и никто не сможет, да и не вправе уличить человека в нарушении какого-то нравственного закона, который, судя по всему, придумали жалкие и трусливые люди. А именно этим, как мне кажется, и страшен нигилизм, выраженный еще в античные времена: «станем есть и пить, ибо завтра умрем» (1Кор.15;32).
Человек, потерявший связь с Богом, со временем начинает сам диктовать Ему свои правила и требования. Он считает: «Я ему нужен больше, чем Он мне»… Но, к сожалению (а может даже и к счастью) только в этом человек и оказывается прав. Он прав, потому что действительно мы Богу нужны несравненно более, чем Он нужен нам. В романе «Братья Карамазовы» эта мысль прослеживается особенно ярко в легенде о Великом Инквизиторе, рассказанной Иваном своему брату Алеше. Согласно этой легенде, Христос снова приходит на землю в тот момент и в то время, когда в Европе в самом разгаре казнь еретиков и инакомыслящих. Народ сразу же узнает Христа, принимает Его, воздает Ему должные почести… и только священнослужители Церкви остаются слепыми и не желают принять Своего Господа.
По приказу начальника Инквизиции Христа сажают в тюрьму, куда ночью к нему приходит сам Великий Инквизитор. И именно там, в тюрьме, происходит разговор Христа со своим «наместником», который от Него же и получил свою власть «вязать и решить». Инквизитор обличает Христа в том, что Он сейчас только мешает так называемой «Церкви», ведь ее служители давно уже научились обходиться без Него. Невозможно даже представить, как тяжело было слышать Христу, пролившему Кровь за Свою Церковь, что Он, на самом деле, МЕШАЕТ ей, точнее, ее «пастырям»… Сам Иван Карамазов объясняет такое положение дел тем, что «в этом и есть самая основная черта римского католичества: “все, дескать, передано Тобою Папе и все, стало быть, теперь у Папы, а Ты хоть и не приходи теперь вовсе, не мешай до времени, по крайней мере”… “Имеешь ли Ты право возвестить нам хоть одну из тайн того мира, из которого Ты пришел? – нет, не имеешь, чтобы не прибавлять к тому, что уже было прежде сказано, и чтобы не отнять у людей свободы».
В понимании Инквизитора, тот бесценный дар, который Христос принес человечеству – а, именно, дар свободы – не нужен людям. Человечество просит одного: «лучше поработите нас, но накормите нас». То, что Христом было отвергнуто во время искушения в пустыне, стало таким необходимым для нашего времени. Инквизитор прав, когда говорит, что человечество ищет не Бога – оно ищет чудес. Он называет себя и своих приспешников чуть ли не филантропами, ведь они «из любви и жалости к людям» даже разрешили человеку грешить, видя его слабость исполнить Божий закон. Люди, получившие разрешение на грех, и тем обретшие извращенную свободу, будут счастливы: «все будут счастливы, все миллионы существ, кроме сотни тысяч управляющих ими. Ибо лишь мы, мы, хранящие тайну, только мы будем несчастны». В присутствии Христа Инквизитор все же признается, что «вожди народа», его «духовные руководители», никогда не смогут заглушить свою совесть, она всегда будет им напоминать о том, насколько далеко они ушли от своей единственной задачи: спасать души людей, соединяя их с Богом. Об этих «вождях» Инквизитор прямо говорит, что: «Тихо умрут они, тихо угаснут во имя Твое и за гробом обрящут лишь смерть».
Далее Инквизитор откровенно указывает на того, кому теперь служит его «организация». Укоряя Христа в том, что Он отказался принять из рук сатаны «меч кесаря», то есть власть над этим миром, Инквизитор говорит, что именно они подобрали этот меч: «мы не с Тобой, а с НИМ, вот наша тайна! Мы давно уже не с Тобой, а с ним, уже восемь веков. Ровно восемь веков назад, как мы взяли от него то, что Ты с негодованием отверг, тот последний дар, который он предлагал Тебе, показав Тебе все царства земные… мы и взяли меч кесаря, а взяв его, конечно, отвергли Тебя и пошли за НИМ».
Легенда о Великом Инквизиторе имеет очень интересное и, в тот же момент, ужасающее окончание: Христос, не произнеся ни одного слова, молча, целует Инквизитора в его тонкие, холодные уста. Инквизитор отпускает Пленника… Однако старик говорит Христу на прощанье такие слова, которые, наверное, намного мучительнее голгофских гвоздей. Инквизитор говорит: «Ступай, ступай, и не приходи более… не приходи вовсе… никогда, никогда!». Своим поцелуем Христос показывает, насколько он любит свое творение. Поцелуем Он показывает, что всегда готов выйти навстречу человеку, если только человек обратится к Нему.
Но Инквизитор давно уже мертв, мертв духовно: поцелуй огнем горит на его сердце, однако старик все же остается «со своей идеей». Человеку, ставшему на путь богоборчества весьма тяжело вернуться к своему Творцу, но не потому, что этого не хочет Бог, а потому, что сам человек всячески противится Божьему зову и пытается всеми средствами его заглушить. И именно в этом страшная правда легенды о Великом Инквизиторе.
Притча о блудном сыне | <-- | --> | Почему люди не идут в Церковь? |