(О Православной Церкви и Богослужении)
Как устроен храм?
Чаще всего храмы возводят в виде креста (если смотреть сверху), и такая форма понятна. Ведь крестным страданием Господь Иисус Христос искупил грехи людей и избавил человечество от власти диавольской.
Реже православные храмы строятся в виде корабля или звезды. Корабль есть образ Ноева ковчега. Это означает, что Церковь, как ковчег, позволяет нам переплыть бурное житейское море и пристать к берегу вечной радости и покоя. Звезда напоминает нам о взошедшей над землею звездой славного рождества Христова.
Архитектура храма типична своими куполами. Купола означают небо. Их число колеблется от одного до тринадцати. Купол завершается главой — в образ Спасителя. Два купола означают две природы Христа — Божественную и человеческую; три — Лица Святой Троицы; пять куполов — Господа Иисуса и четырех апостол о в-евангелистов (Матфея, Марка, Луки и Иоанна); семь глав — семь Таинств церковных; девять устраиваются по числу ангельских чинов; тринадцать обозначают Христа и 12 апостолов.
Храм строится со звонницей или колокольней (В виде башни). Порой колокольня ставится отдельно. Храм делится внутри на три части: собственно богослужебную часть храма, святилище его — алтарь; среднюю часть и притвор. Если в храме несколько алтарей, то все алтари, кроме главного, называются приделами. Обычно в этом случае в наших церквах устраиваются правый и левый приделы.
Алтарь — образ неба. Он отделяется от остального храма перегородкой — иконостасом, по всей площади которого размещены иконы. Каждый ряд икон устанавливаются в особом, строгом порядке, или чине.
В иконостасе — три двери: средняя — Царские врата, правая и левая (южная и северная). Эти двери иначе еще называют диаконскими. Направо от Царских врат всегда находится икона Спасителя, налево — Божией Матери.
Главное место алтаря — престол, на котором совершается Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. За престолом находится семисвечник с семью лампадами, символизирующими семь церковных Таинств. Место позади престола называется горним (возвышенным). Слева от престола ставится небольшой стол — жертвенник. Справа от престола находится ризница — для хранения священных одежд. Алтарное возвышение вдается внутрь храма, к нему ведут ступени. Оно называется солеей. По обеим сторонам расположены правая и левая солеи.
Средняя часть солеи носит название амвона. С амвона произносятся ектений, проповеди, читается Евангелие. Рядом с алтарной частью храма, по краям солеи, устраиваются клиросы — для чтецов и певцов.
Возле клиросов ставятся хоругви — иконы, укрепленные на длинных древках и выполненные на ткани или металле. Их носят во время крестных ходов, как церковные знамена.
Посредине храма всегда стоит аналой с иконой праздника или святого, память которого совершается в этот день, к которой приходящие в храм должны приложиться в первую очередь. В самые торжественные моменты богослужения в храме зажигается большой многосвечный (многоламповый) светильник — паникадило.
Небольшой столик с подставками для свечей и крестом — для заупокойных служб — панихид, устанавливается в основном пространстве храма и называется канунником.
Тюремное служение в Православии | <-- | --> | Богородичный Голосеевский монастырь: Русский Афон. Глава XXVII. ЦЕРКОВЩИНА |