(Часть I. Жизнеописание подвижников ХХ-го века)
Несколько строк с упоминанием о беседах со старцем Симеоном сохранилось в записках отца Серафима.
Старец, уча его монашеской жизни, советовал: «Иноку никак нельзя развлекаться мирской жизнью. Ему нельзя даже и время по радио узнавать, что-нибудь попутное и отвлечет».
В ответ же на жалобы отца Серафима на скорби и болезни он отвечал: «Хватит жаловаться! Терпи, терпи… Скорби да болезни — для души полезней».
Кроме этих записей высказываний старца почитатели блаженной памяти иеросхимонаха Симеона сохранили еще одно свидетельство его духовного наставничества — небольшой свод поучений сугубо аскетической направленности — уже упоминавшиеся «Ценные наставления и советы старца Симеона…».
По сути, они представляют собой подборку фрагментов из трудов наиболее известных и умудренных «пустынных отцов». Старец Симеон по своему глубокому смирению прежде всего использовал в наставлениях поучения преподобных Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Серафима Саровского, аввы Харитона, аввы Моисея, святого Иоанна Златоуста и ряда других из весьма распространенного в монашеской среде сборника под названием «Цветник Духовный», изданного в конце ХГХ — начале XX века афонским Русским Свято-Пантелеимоновым монастырем. Это еще раз убеждает в том, насколько глубоко был укоренен отец Симеон в православной монашеской традиции.
Высказывания древних подвижников приводились старцем в его духовных беседах, а также могли быть предложены духовным чадам в виде кратких выписок. Вероятно, именно таким образом и был составлен свод наиболее излюбленных отцом Симеоном богомудрых изречений преподобных отцов первых веков христианства. Некий же неизвестный нам священник, бывший в общении с печерским подвижником, упорядочил этот свод.
В результате получилась четкая по мысли и ясная по изложению «беседа со старцем» о смысле и путях христианской жизни. При этом сей неизвестный иерей Божий, не желая каким-либо образом исказить суть учительства старца Симеона, выверил свои воспоминания по текстам «Цветника Духовного» и обильно их процитировал в данной сводке старческих наставлений. Таким образом, он привел в стройную систему и собственные высказывания старца, и выдержки из «пустынных отцов», поставив все это на твердую почву общецерковного учения о монашеском делании.
Их мы и продолжаем публиковать на страничках нашего сайта.
(продолжение следует)
“У пещер Богом зданных”
Священный хлеб (продолжение) | <-- | --> | (Русский) Митрополит Антоний Сурожский. Сущность молитвы |