Предостережение попавшему в сети прелести (продолжение)

0 коментарів | Обговорити
08.10.2023 | Категорії: Без рубрики

O-prelesti       
        …Еще пишете, что вы верю зрите Господа, одесную Отца сидяща. Не увлекайтесь мыслию о таком видении, которое свойственно только победившим свои страсти и достигшим сердечной чистоты. «Не стремись к видению не во время видения, – пишет святой Иоанн Лествичник, – пусть лучше само оно придет к тебе, привлеченное добротою твоего смирения, и совокупится с тобою чистейшим образом, на веки веков». А святой Симеон Новый Богослов, описывая первый образ молитвы, прямо говорит, что от подобных мнимых видений человек впадает в прелесть бесовскую.
       
        Также и святой Исаак Сирин во 2м слове пишет, что «от Бога то приходит само собою, без нашего усильного искания и стремления, но только в таком случае, если сердце наше чисто; если же, – продолжает тот же святой, – зеница очесе твоего чиста нести, да не посмееши воззрети на округ солнца, да не лишишься и самыя тоя малыя зари, яже есть простая вера и смирение и исповедание сердечное, и малая дела, яже по силе твоей и отвержен будеши во едино место мысленных, еже есть тьма кромешная, внешняя от Бога, образ поносящая ада, яко же он обезстудствовавыйся войти на брак в скверных ризах».
       
        Также и молитву умную и сердечную вы начали проходить не в пользу себе. Это выше вашей меры, выше вашего духовного устроения, несообразно и с другими обстоятельствами вашими. Для сей молитвы должно строго хранить чистоту совести к Богу, к людям и в отношении вещей, и, кроме того, необходимо нужен духовный наставник, как сказано о сем у преподобного Симеона Нового Богослова в 3м образе молитвы. Вам же, в настоящем вашем положении, нельзя сего иметь и исполнить. Сверх сего угрожает и бедствие душевное. Великий делатель сей умной молитвы, преподобный Григорий Синаит, в «Добротолюбии», в главе 7, говорит: «Несть чудно прельститися кому новоначальну сущу и по мнозех трудех. Ибо память Божия есть умная молитва, высшая всех деланий есть. И иже безстудне и дерзостне хотяй к Богу внити, и исповедати Его чисте, и стяжати Его в себе нудяся, удобь умерщвляем бывает сицевой от самех бесов аще попустится; дерзновенно бо и дерзостно паче устроения своего взыскав, с кичением понуждается до того прежде времени доспети. Многажды же, благоутробствуя Господь, зря нас в высоких дерзостны, не попускает искушенным быти, яко да свое кийждо познав мнение, о себе обратится (то есть сам вразумится и оставит), прежде даже не будет поношение бесам, и смех и плач в человецех. Сильных бо и совершенных есть противоборствовати бесам, и меч духовный, иже есть глагол Божий, выну на них воспростирати. Немощнии же и новоначальнии, с благоговением брани выше меры своей отрекающееся, не смея прежде времени ратоватися, смерти избегают».

К этому нужно еще прибавить и то обстоятельство, о котором вы кратко пишете, что асмодей, или бес блуда, не оставляет вас доселе: обстоятельство это имеет большую важность в прохождении умной и сердечной молитвы, и особенно ежели кто взялся проходить оную выше мер и устроения своего. В предисловии на главы преподобного Филофея Синайского сказано: «Должно познавати чувством умным и теплоту в молитве, кая от диавола есть движима, яже от размещения похотного жжения подвигшись, распаляет уды и сердце сладострастием блудным, пленяя ум в скверные помыслы, и к совокуплению телес привлекая». И святейший Каллист патриарх (в «Добротолюбии», в статье о образе внимания молитвы) говорит: «Первее всех начинают в телеси внимающего молитве движения некая, аки взыграния под кожею: приходит же и теплота от почек, яко опоясующи та, яже суть естества свойства рождаема от подвига оного. Аще ли же кто славит сия, яко от благодати суть, а не от естества, сие есть воистину прелесть. Приходит же и ина теплота от сердца, и аще убо снисходит ум в блудные помыслы, прелесть есть воистину»

По всем сказанным причинам, советую вам оставить занятие умною молитвою, как делание высокое, несообразное ни с вашим душевным положением, ни с внешними обстоятельствами, а читать, по силе вашей (с советом и по назначению духовного отца вашего), псалмы, покаянные каноны, акафисты и подобное и ходить, по возможности, в церковь, стараясь жить по совести, исполняя заповеди Божии со смирением, как прилично православному и благочестивому христианину в мирском быту.

Пишете еще, что вы давно перестали есть мясное. Начинание это не к пользе вам, потому что подает повод к гордости. В житии преподобного Иоанна Лествичника сказано, что он вкушал хотя и помалу, но всякую пищу, не возбраненную уставом монашеским, и прибавлено, что сим премудро сломлял рог гордости и кичения. Поэтому советую вам вперед употреблять, во славу Божию, пищу мясную. вместе с семейством вашим, как и все мирские благочестивые христиане употребляют, кроме среды и пятка и постов, по правилам церковным, разумеется, умеренно и с воздержанием и благодарением, во смирение возносящегося помысла, внушающего вам ложную святыню, от которой да избавит нас Господь.

Милостыни ради не должно входить в долги. В историях церковных нигде не видно, чтобы кто-либо и из примерных милостынелюбцев связывал себя долгами ради милостыни. В Писании Ветхого Завета сказано: благотвори требующему, елико может рука твоя. Притом необходимо иметь в виду и обстоятельства собственного семейства, чтобы и его не довести до крайнего положения неосновательною и необдуманною щедростию. Варсануфий Великий говорит в ответе 629 и 630, что и богатому должно творить милостыню с рассуждением, а кольми паче кому-либо другому, дабы, вместо пользы, не подвергнуть себя вреду и внешнему и внутреннему. Желание ваше, поступить в монастырь, отложите до времени, пока на это будет воля Божия. Прежде нужно вам пристроить к месту детей; потом, ежели супруга ваша согласна будет поступить в монашество, нужно ей приготовить на содержание. В женских монастырях содержатся на собственном иждивении.

Об искушениях ваших никому не рассказывайте, кроме вашего духовного отца.

Пишете, что вы приобщаетесь святых Таин чрез каждые шесть недель. Ежели так благословил вам отец ваш духовный, то продолжайте по его назначению: ежели же вы сами себе так назначили, то советую вам лучше приобщаться святых Таин в посты: в Великий – дважды, в Петров и Успенский по одному разу, в Рождественский, смотря по вашим обстоятельствам, раз, можно и дважды. Так приобщаться приличнее, чтобы ваша особенность не бросалась в глаза другим и вы не увлекались бы такою гордостию.

Вы обязаны учить семейство ваше страху Божию и благочестивой жизни; из других же, не подлежащих вашей власти, никого не учите, а иначе вы будете разорять собственное дело; тем более ни с кем не спорьте. Другим вы этим не принесете пользы, а себе легко можете повредить.

Ведение, для благочестия потребное, старайтесь приобретать чтением приличных вашему положению книг и вопрошением опытных людей. На дела сомнительные, без свидетельства учения евангельского и апостольского и святых отцов и вопрошения опытных, не решайтесь; избирайте же всегда известное и приличное мере вашего духовного возраста, а не высокое в духовной жизни. И в мирских делах есть постепенность; не прямо вы заняли настоящую вашу должность.

В конце письма вы пишете, что теперь совершенно предали волю свою Богу, и не только волю, но и мысли, и сердце, и душу, и тело и ощущаете в себе несказанное чувство сострадания к ближнему; другие же описываемые вами обстоятельства сему противоречат.

Сказано вами прежде, что вы к некоторым людям имеете брань ненависти, и особенно в обращении с подчиненными весьма суровы, и, при взыскании за их неисправности, обуреваетесь гневом, и даже выразились вы так, что будто и нельзя иначе обращаться с ними. Этому противоречит, как сами можете видеть, евангельское учение, по которому управляют жизнь свою предавшие свою волю Богу в отношении души и тела, ежели оную истинно и совершенно Ему предали. Иное есть взыскать с подчиненного за неисправность его в духе кротости, и иное самому побеждаться гневом по какой бы то ни было причине, что показывает немощь душевную и обличает вас в несправедливости вашего мнения, что будто вы предали Богу и душу, и тело, и сердце, и волю. Прямее сказать, и тут утаивается вид тонкой прелести, прикрывающейся неядением мяса в мирском быту, подаянием милостыни сверх возможности до впадения в долги, приобщением святых Таин чрез каждые шесть недель в отличие от других, прохождением сердечной и умной молитвы выше вашей меры, выше душевного вашего устроения и вопреки ваших обстоятельств внешних.

Поэтому, аще угодно будет принять мой совет, советую вам лучше сознать свою немощь душевную, и смириться, и вместо высокого и опасного пути – избрать путь спасения известный и прочный и вашему положению приличный, о котором уже несколько раз было упомянуто выше. Глаголет бо Господь в Евангелии: аще хощеши внити в живот, соблюди заповеди (Мф. 19: 17). Согласно с сим учат и все святые отцы. Так, например, преподобные Каллист и Игнатий в «Добротолюбии», в главе 73, говорят: «В незаблудней стези спасения многи суть пути, ведущии к животу, и многи к смерти. Имаши един путь, ведущий к животу, соблюдение заповедей Христовых: в сих заповедях обрящеши всяк добродетели вид, изряднее же три сия: смирение, любовь и милость: без сих никтоже узрит Господа: сия три суть непобедимая оружия на диавола, яже Святая Троица нам дарова, на няже ниже противо воззрети может все бесов множество. Сими прочее оружии вооружимся, яже обносяй не ять бывает супостаты».
Предостережение попавшему в сети прелести (продолжение следует)

<-- -->
Прочитано: 412 раз
Поділитися з друзями
Популярні статті:

Отправить комментарий

*