Литургия, или «общественное богослужение» — в переводе с греческого — была установлена Самим Иисусом Христом, когда Он, войдя со Своими учениками в иерусалимскую горницу, предложил им разделить с Собою пасхальную вечерю, и во время ее преломил хлеб и подал ученикам со словами: приимите, ядите. сие есть Тело Мое. Также и чашу с вином подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих, изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26-28).
После того Он велел им поступать так ради Его воспоминания, сказав: сие творите в Мое воспоминание (Лк. 22, 19).
Каково же должно было быть само воспоминание, что должно было вспоминать? — Спасительные страдания и смерть Иисуса Христа, обновляющее учение Его.
Причащаясь при этом Тела Его и Крови и соединяясь таким образом с Ним, апостолы Его и последователи Его обретали жизнь вечную, а ныне и мы с вами сподобляемся такого неоценимого дара.
«Без Таинства Тела и Крови, без Литургии могло бы забыться величайшее дело любви, премудрости, всемогущества Спасителя нашего, могли бы утратиться плоды Его страданий, посему Он повелел творить Таинство Тела и Крови Его в воспоминание Его, и не только в воспоминание, но и в теснейшее сообщение с Ним… Плоды его — святыня, нетление и жизнь вечная, — писал св. Иоанн Кронштадтский. — Нет ничего выше и более Литургии ни на небе, ни на земле».
Со дня Тайной вечери апостолы учили христиан совершать это великое Таинство. Сначала порядок Литургии запоминался и передавался устно, так же, как молитвы и песнопения, составляющие ее. Первый чин Литургии учредил апостол Иаков, брат Божий и первый епископ Иерусалимский.
Записана была Литургия в IV веке свт. Василием Великим (архиепископом Кесарии Каппа-докийской). Участие в создании литургического текста принимали также свт. Иоанн Златоуст (архиепископ Константинопольский, VI в.), и свт. Григорий Двоеслов (VI в.).
Таинство Св. Причащения, совершаемое на Литургии, по-гречески называется «евхаристия», т.е. «благодарственная жертва». Это духовная жертва, которая пришла на смену древнеиудейским приношениям и всесожжениям – единственно угодная Богу жертва благодарения, покаяния и сердечного сокрушения. Именно такую жертву имел в виду св. царь Давид, говоря: жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19).
Сам Господь на Голгофе за нас отдал тело Свое и кровь Свою, принеся нам Себя в жертву и будучи при этом абсолютно безвинным и безгрешным. На Литургии же невидимо происходит преложение (или пресуществление) в Его Тело и Кровь хлеба и вина. Это действие Божественного Духа невозможно уразуметь человеку — оно столь же величественно для земнородных, сколь и страшно.
Литургия состоит из проскомидии, Литургии оглашенных и Литургии верных. Мы лишь кратко коснемся их содержания, адресуя благочестивого читателя к специальным брошюрам на эту тему.
(Русский) Мученики Адріан і Наталія | <-- | --> | “Думы об Афоне”: Николай Гоголь |