”В этом смысле характерен такой эпизод из монастырского повседневного, быта.
В конце 40-х — начале 50-х годов, в период наместничества архимандрита Пшена (будущего Патриарха), у обители были отобраны земли, использовавшиеся под посевы и огороды. Небольшой участок под огород оставили только за монастырем. И вот на новой, никогда ранее не обрабатывавшейся земле посеяли овощи, но никаких всходов семена не давали. Не раз архимандрит Пимен приходил к батюшке Симеону и сетовал, что всходов всё еще нет. Наконец он пришел к батюшке и говорит: «Всё зазеленело».
Оказалось, все эти дни отец Симеон ходил потихоньку на огород и молился. И Господь по его молитве послал добрые всходы, а затем такой обильный урожай, что во время крестного хода на праздник Успения Божией Матери один из насельников обители, бывший агроном А. Д. даже выставил охрану, чтобы народ не потоптал грядки. Все изумлялись и благодарили Бога за такое изобилие плодов земных. Так Господь отозвался на горячие молитвы отца Симеона. (На молитве в огороде видела батюшку раба Божия Ольга, которую там в обеденный перерыв оставляли караулить монастырский инвентарь).
Подобное «послушание» старцу даже со стороны самой природы являлось следствием прежде всего его собственного послушания Богу, а также благоговейного отношения ко всякому творению Божию, к каждой «щепочке и травинке», по словам старца, которые он считал, пусть и малыми, но частицами безграничного и прекрасного окружающего мира — дара Творца. И тогда становится тем более понятным, сколь трепетно и отечески любовно относился отец Симеон к венцу творения — Человеку, призванному стать соработником Самого Господа в Божественной «икономии», то есть в духовном устроении «по Христу» всей полноты нашего тварного бытия.
Предлагаем далее несколько рассказов о сердечной отзывчивости старца на человеческие скорби и житейские трудносги, о реальной помощи людям в благом устроении их порой непростых судеб.
Из ВОСПОМИНАНИЙ АРХИМАНДРИТА ИЕРОНИМА (ТИХОМИРОВА)
Когда я приехал в святую обитель (это было в 1947 году, в мае иесяце) и в первый раз пошел на прием к батюшке, он меня встретил, благословил и спрашивает: «Откуда прибыл и зачем?» Я говорю: «Батюшка, хочу остаться в монастыре».
Я в это время ходил на костыле, в другой руке палка — здоровье было неважное.
Батюшка мне говорит: «В монастыре остаться — хорошее дело. Только так живи, чтобы для тебя было все свято — даже щепочки и травинки. Тогда будешь жить». И он стал мне рассказывать, как поступил в монастырь и какие послушания нес: «Надо все послушания выполнять честно, беспрекословно и справедливо».
И вот, по ходатайству батюшки, пришел ко мне в келью архимандрит Владимир, впоследствии епископ, и сказал: «Пиши заявление. Предлагаю принять монашество».
Это было уже осенью 1947 года. Я пошел к батюшке отцу Симеону спросить, как быть — настоятель предлагает обязательно принять монашество. Батюшка говорит: «Не отказывайся, принимай».
17 декабря состоялся постриг в монашество в Сретенском храме. Архимандрит Владимир постриг меня и вручил отцу Симеону под руководство. И батюшка взял меня духовным сыном — под свое мудрое водительство.
Первое послушание было общее, а потом поставили конюхом.
Так и жил, выполняя послушания. А как только набегут разные помыслы, даже думаешь, что голова слетит долой или разорвется, или с ума сойдешь, тогда мчусь к батюшке. Он меня встречает: «Ну что? Говори», а сам с улыбкой спрашивает: «Что — нападали?
Ну говори, кто напал, что они тебе шепчут?». Я ему все и рассказываю. А батюшка: «Ишь… как им тошно… что хочешь от них уйти, их не слушать. Ну хорошо, давай помолимся».
Накроет меня епитрахилью, перекрестит и скажет: «Теперь не бойся!» И выхожу я от батюшки веселым и радостным, как будто свет переменился и стал лучше. И это бывало много раз: так сильна была его молитва.
Однажды заболела у меня раненая нога, нигде места не находил. Был в больнице несколько раз. Ничто не помогает; предложили мне операцию сделать.
Прихожу к батюшке и спрашиваю: «Как быть? Может, придется лишиться ноги». Он же успокаивает: «Нет. Будем молиться. Поезжай на операцию. Бог благословит — все будет хорошо».
Так точно и вышло, по его молитвам. Прибыл я во Псков на операцию — пролежал четыре месяца. Когда делали операцию, я не чувствовал никакой боли. Это было в субботу: в то время шла литургия, и батюшка и братия молились с прошением к Врачу душ и телес о моем здравии. Операция прошла удачно. Через четыре месяца вернулся в обитель и стал ходить без протеза, благодаря Господа за Его милость, а батюшку с братией — за их молитвы.
(продолжение следует)
(Русский) Святые мученики Амфиан и Едесий | <-- | --> | (Русский) Икона Божией Матери Владимирская |