(Продолжение жизнеописаний подвижников ХХ-го века)
“Некая раба Божия 3., 38 лет, ленинградка, сообщила: «Лет 10 назад я переживала большое горе — я была оставлена близким человеком, которого очень любила. Горю моему не было предела; мое отчаяние доходило до того, что я хотела покончить с жизнью. Но вот случайно я встретилась с одной духовной дочерью отца Симеона,- и она настояла, чтобы я поехала к нему.
Когда я вошла в келью, то залилась горькими слезами. Батюшка сказал: «Кого ты оплакиваешь? Ведь он не стоит твоих слез». И вытер мне слезы, и благословил. Велел прийти на исповедь и причаститься.
С той поры я даже забыла, что было у меня горе, и удивлялась, как я могла доходить до отчаяния, когда с нами Бог, когда на свете есть много хороших людей, когда так прекрасен мир Божий, и милость Его к нам неизреченна.
Действительно, Господь не хочет смерти грешных и посылает нам Ангелов в образе человека (таких вот, как отец Симеон) и через них спасает нас от смерти. Слава Тебе, Господи, за спасение нас».
Нередко старец поддерживал – и ободрял своих духовных чад письменно, посылая им ответы на вопросы духовного и даже житейского порядка, или желая просто укрепить их в трудных обстоятельствах.
Не так давно отошла ко Господу одна из духовных дочерей старца Симеона, жившая неподалеку от Печор, в деревне Малы, всеми уважаемая матушка Анна, вдова местного священника отца Василия Роговского. Немало пришлось пострадать их семье от безбожной власти; побывали они и в сибирской ссылке. Но и в те тяжелые времена старец всегда помнил о них и стремился по-христиански поддержать, хотя бы словами утешения и надежды. Свидетельствует об этом долгие годы хранившаяся матушкой Анной открытка, полученная от старца в красноярской ссылке.
“Дорогим Василию, Анне и Марии сердечный привет с пожеланием доброю здоровья и всею хорошего.
“Смирение, терпение и труд все перетрут» — говорит русская пословица.
Вера в Бога, надежда на Бога — всё исправят, и Господь поможет».
Так и произошло, как предвидел отец Симеон. Страдальцы эти, перетерпев все скорби и беды, вернулись в конце концов в родные места.
Многим помог отец Симеон своими духовными советами, всегда находя то, что было нужно и спасительно для каждого человека: одним давал совет, применяясь к конкретным обстоятельствам, жизни, другим указывал новый путь, который только и мог привести к желанному спасению. Вот как, например, вспоминает о таком подходе старца к людям одна из его духовных дочерей, и поныне живущая в Пскове.
ВОСПОМИНАНИЯ ОБ ОТЦЕ СИМЕОНЕ ЕВДОКИИ ВЕРЕСОВОЙ
Отец Симеон — Царствие ему Небесное — мой наставник. Я к нему в Печоры часто ездила.
Была у меня знакомая — Евфросиния. И вот, сразу после войны вздумала она в монастырь уйти. Я ей посоветовала: “Съезди к отцу Симеону — он и скажет тебе, как быть». Она и меня позвала: поехали к нему вдвоем.
Дождались батюшку после службы, просим благословить. Она сразу: «Батюшка, я приехала спросить у вас святого благословения — в монастырь хочу. Как мне быть? Я,— говорит,— вообще сама одинокая, но со старушкой, с теткой живу; и все-таки дом. Как быть?»
А отец Симеон тут же в ответ: «Чтобы душу тебе спасти – надо в монастырь!»
Тут и я спрашиваю: «А мне? Нет у меня никакого, пристанища, никого нет. Может, и мне в монастырь?» Он отвечает: «А ты — верой спасешься, только верой».
И вот, видите, как: пришли двое, и каждой — свое сказал. Одну — так сразу в монастырь. А она была смиренная, послушная, работала медсестрой. И такая хорошая — мы ее любили. Вот ту и благословил. Она в монастырь, в Ригу, и уехала; должно быть, теперь уж умерла… А меня не благословил. Каждому — свое.
О батюшке что я помню?
Учил: молитесь, смиряйтесь. Благословлял часто причащаться. Я, бывало, приеду, побуду недельку, потом иду к нему: «Батюшка, благословите, домой поеду». А он: «Нет, оставайся ещё на два денька, еще раз причастишься — тогда поедешь». Я говорю: «Батюшка, они меня ждут — матушка с Прасковьей; они меня и заругают, что я так долго…» А он: «Рады будут, как приедешь». Глядишь, и правда так.
К нему народу много ходило. Он поучал, кого надо. Благословлял: «Молитесь, кто как может, и кайтесь».
Мне говорил: «Да, это хорошо — святых Отцов читать, но лучше всего читать Евангелие. Книги — это хорошо, но лучше всего, полезнее и назидательнее — Евангелие».
За ним матушка Александра приглядывала. Она была раньше где-то в ссылке, а после войны к батюшке пришла; он ее к себе и взял в помощницы. Монахиня. Жила она в городе и приходила 8 монастырь каждый день, готовила старцу обеды, ухаживала”
Из воспоминаний Евдокии Вересовой мы видим, какое первостепенное значение придавал отец Симеон Святому Причащению. Причем он всегда настаивал на том, чтобы причащались как можно чаще: иногда, если как духовник считал это полезным и спасительным для своего чада, благословлял причащаться даже два дня подряд.
Однако в монастыре многие противились этому. Поэтому Отец Симеон нередко обличал подобных — якобы особо «благоговейных» иноков, а по сути супротивников спасительного богообщения человека, совершаемого в Святом Таинстве Евхаристии. О таких «ревнителях благочестия» старец говорил: «К ним лукавый подходит с правого плеча. С левого-то ему не удается, так он подходит с правого; под видом соблюдения устава и обычаев гак их и одолевает».
(продолжение следует)
Внимание! Курсы английского переносятся! | <-- | --> | Трапезная в честь монахини Алипии |