(Часть I. Жизнеописание подвижников ХХ-го века)
ПОСЛЕДСТВИЯ НЕПОСЛУШАНИЯ СТАРЦУ (по рассказу матушки Александры)
“В день своих именин приехала в обитель Люба помолиться, а к вечеру ей надо было прибыть обратно, так как там должны были ожидать гости, приглашенные на именины.
После службы зашла она к батюшке отцу Симеону на благословение ехать домой. Но батюшка в тот день не благословлял ее ехать. А она ему говорила, что ее ведь будут ждать дома гости, приглашенные ею к вечеру на именины. Батюшка же все не давал благословения на отъезд.
Тогда она пошла к матери Александре просить ее, чтобы та уговорила бы его. Подвернулась грузовая машина, водитель которой согласился подвезти к назначенному месту. Мать Александра ушла, довольная тем, что она проводила Любу, которая теперь попадет домой вовремя и исполнит свое желание.
Но не так случилось, как мечтала Люба,— попасть на свои именины, где ее ожидало много гостей. С машиной случилась авария, и все пассажиры были выброшены из нее, получив ранения. Вместе с ними попала в больницу и Люба; вместо именинного накрытого стола она увидела покрытый простыней больничный операционный стол. Так потом она писала об этом матери Александре.
Вот что значит не слушаться старцев, не считаться с благословением и настаивать на своем желании. Вот результаты нашего своеволия!
Старец по внушению свыше видел, что может случиться, и потому не благословлял”
Из ВОСПОМИНАНИЙ ПРОТОИЕРЕЯ ОЛЕГА ТЭОРА, НАСТОЯТЕЛЯ ХРАМА СВЯТОГО АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО
У кельи отца Симеона, по обычаю, народ собирался на благословение — целая очередь. Он многим давал большие просфоры, иконки, фотографии с видами храмов, монастыря.
И вот, как рассказывала моя знакомая Мария Трофимовна, однажды отец Симеон раздает так конвертики с фотографиями иконок и при этом и свое фото в конверты вкладывает. Такой конвертик он и ей дал. Мария Трофимовна тут подумала: как всем так и мне; но ты-то (то есть фото старца) у меня уже есть.
И вог приезжает домой, смотрит: в конвертах, которые он передал с нею для знакомых (старец, конечно, конверты-то незапечатанные давал), есть его фото, а в ее личном конверте — нет. Как посчитала она, что ей это не нужно, так и не получила.
«На днях они все приедут сюда…»
Раба Божия А. Г., 62 лет, жительница Санкт-Петербурга (тогда еще Ленинграда), рассказывала в 1957 году:
«Моя знакомая, духовная дочь отца Симеона, уезжала на лето в Печоры. Я же очень страдала, что лишена этой возможности, так как родные уже сняли дачу. Да и вообще они и слышать не хотели о Печорах, потому что были неверующими. Одна я приезжала ежегодно с 1951 года на короткое время в обитель.
Знакомая рассказала о моем горе отцу Симеону. На это он сказал: «На днях они все приедут сюда; иди, ищи им комнату» и дал адрес, где жить. И действительно, случилось чудо, и мы все поехали в Печоры.
Мои родители не были на исповеди уже 40 лет. В Печорах они поисповедовались и причастились Святых Тайн, а также и младшая сестра моя, которая до этого времени не видела в своей жизни монахов.
С тех пор мы ежегодно посещали обитель и батюшку отца Симеона до самой его смерти, а после его смерти — до настоящего времени, воспевая хвалу Господу, пославшему Свою милость нам, великим грешникам».
Во всех повествованиях иеросхимонах Симеон неизменно предстает перед нами истинным сердцеведцем, духом улавливавшим промыслительные «смотрения Божий» о каждом просящем его молитвенной помощи человеке. Знакомясь с воспоминаниями об отце Симеоне, еще раз убеждаешься в том, что он, как благодатная поросль ПСКОВСКОЙ ветви российского старчества, полностью пребывал в общецерковной отечественной его традиции.
Цель точно такой же пастырской осмотрительной мягкостью и отзывчивостью отличались и знаменитые Оптинские старцы, например преподобный Амвросий, говоривший о себе: «В начале своего старчества я был строг, а теперь смягчился, у людей столько скорбей».
Как и старец Амвросий, отец Симеон требовал (но не подавляя человеческой свободы, никогда жестко на том не настаивая) послушания предупредив о возможных печальных последствиях для своевольников, не разумевших, что через старца с ними говорит Сам Господь. И здесь он схож с преподобным оптинцем, также поучавшим легкомысленных «самовольцев», желавших, чтобы духовный отец лишь подтверждал благословением их собственные неразумные намерения: «Когда говорю, надобно слушать с первого слова; тогда будет послушание по воле Божией. Я мягкого характера, уступлю, но не будет пользы для души».
Наконец, подобно Амвросию, старец Симеон был столь же отзывчив порой и на чисто мирские заботы повседневной жизни человека (иногда сугубо бытового характера). И если великий оптинский старец не гнушался давать практические советы крестьянке, как ей выкармливать и спасать гибнущих у нее индюшат, а смеявшимся же над этим отвечал: «Что поделаешь, вся ее жизнь — эти индюшки», то печерский старец Симеон мог, как мы знаем, и молиться в огороде о даровании «плодов земных» для монастырской братии, и даже радеть о сохранении от воровских рук пьянчужки только что купленного поросенка.
О последнем случае очень живо и непосредственно рассказывает в своих воспоминаниях Александра Петровна Васильева (Царева). Александра Петровна постоянно посещала старца в послевоенные годы, была его духовной дочерью. Она хорошо знала как самого отца Симеона, так и его окружение, была знакома и со многими лицами из его постоянной паствы.
(продолжение следует)
“У пещер Богом зданных”
Миропомазание | <-- | --> | Что требуется для будущности вечной? |