(Часть I. Жизнеописание подвижников ХХ-го века)
И в последние недели своего земного бытия иеросхимонах Симеон не изменил привычный распорядок дня. Он все так же принимал нуждавшихся в духовной беседе, исповедовал их в келье и благословлял прощальным благословением, порой имея физические силы совершать это лишь лежа в кровати. В монастырском архиве сохранились записи очевидцев этого заключительного периода жизни старца, находившихся около него вплоть до самых последних минут его жизни. Значительная часть этих свидетельств основана на воспоминаниях монахини Александры, его келейницы.
- Юна видела,— как говорится в этих записках — его жизнь и подвиги, и общение, его с приходящими к нему людьми, больными душою и телом, объятых духом неверия и другими немощами.
Старец всех принимал, всем помогал при помощи Божией — никто не уходил от него неутешенным, неободренным; зато и текли в нему люди отовсюду. И так до последних дней его земной жизни».
Отец Симеон готовился к переходу в вечность с радостью и со страхом Божиим; как говорится в Библии, «страх Господень прибавляет дней» (Притч. 10, 27). Известно, что старец, подобно многим подвижникам (например, преподобному Серафиму Саровскому), еще лет за 30 до кончины смастерил себе дубовый гроб и хранил его «ради памяти смертной».
Радовался он скорой встрече с горним миром, воздыханиями о котором и было преисполнено все его житие, радовался, ибо «ожидание праведников — радость» (Притч. 10, 28). Страшился же он, как и все православные христиане, ответа за гробом перед Судией, «Который… судит каждого по делам» (1 Пет. 1,17). Однако страх этот срастворялся с надеждой на милость Божию и заступничество Самой Пречистой: это обетование было дано старцу во время чудесного посещения его Божией Матерью, о котором сохранились свидетельства в монастырских записях, частично составленных по рассказам матушки Александры, частично представляющих собой ее личные записки.
Обратимся же теперь к этим письменным свидетельствам о последних днях иеросхимонаха Симеона.
ПОСЕЩЕНИЯ СТАРЦА СИМЕОНА БОЖИЕЙ МАТЕРЬЮ (по рассказу матушки Александры)
Однажды батюшка говорил, что «лукавый, что ни день, то все ко мне подступает со своими законами, спрашивая, зачем я ежедневно приобщаюсь Святых Тайн?»
За несколько дней до смерти батюшка сидел в кресле против аналоя, держа руку у сердца, и вдруг сказал: «Матерь Божия! Вот тут у меня болит!»
В это время мать Александра входила в келью и слышала эти слова, произносимые батюшкой, и подумала, что батюшка молится, глядя на образ Божией Матери, и показывает Ей свою болезнь в сердце, и сразу вышла, чтобы ему не мешать. А на кухне тогда сидела Евгения, духовная дочь батюшки из Вырицы. И как только мать Александра вышла из кельи батюшки в кухню, та сразу же задала ей вопрос: какие это гости пошли сейчас к батюшке? Она, мол, их видела: видела, как открылась дверь в келью и туда вошла высокая женщина в необычном одеянии игумений и с нею двое мужчин.
Мать Александра была крайне удивлена, слыша такие слова, и вернулась к батюшке в келью, оставив дверь открытой, чтобы Евгения слышала, что будет говорить батюшка. Мать Александра попросила батюшку подтвердить, что, кроме нее, в келье в тот момент никого не было.
На это батюшка ответил: «Она права, что видела приходящих, и ты права, что никого не видела!» И как бы про себя сказал: «Была Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном — спрашивали, где у меня болит…»
«Ох, батюшка, и ты с Нею говорил?!» — воскликнула мать Александра, а батюшка смиренно ответил, что это уже не в первый раз Матерь Божия посещает его, грешного.
Спустя некоторое время батюшка сказал, что приходил Архангел Михаил с сонмом Ангелов, а за час до своей смерти сказал, что у него был сонм святых угодников Божиих.
Свндетельства матушки Александры о посещении старца Пречистой Богородицей подтверждает и подвизавшийся в то время в Печерской обители (ныне живущий на покое неподалеку от монастыря) уже упоминавшийся игумен Давид (Попиков).
(продолжение следует)
“У пещер Богом зданных”
Об исцелении (продолжение) | <-- | --> | “Из воспоминаний” |