Любим ли мы фотографические изображения дорогих нам людей — родителей, супругов, детей, близких или друзей?
Неужели, когда кто в слезах целует фотографию отсутствующего родного человека, он льет эти слезы ради простой бумаги? Нет, конечно. Так и икона — она порождает в человеке чувства любви, признательности, восхищения. Она незримо перебрасывает мостик между душою человека и святым для него объектом.
Иудеям запрещено было изображение Бога по склонности их к идолослужению, — говорит св. Иоанн Дамаскин. — «Мы же… познав истину, <можем> находиться в общении с Богом и служить одному только Богу, изобиловать совершенством богопознания и, по миновании детского возраста, достигнуть в мужа совершенного (Еф. 4, 13),.. так как получили от Бога способность различать, и знаем — что может быть изображаемо и что не может быть выражено посредством изображения… Бестелесный и не имеющий формы Бог некогда не был изображаем никак. Теперь же, когда Бог явился во плоти (1 Тим. 3, 16) и с человека поживе, я изображаю видимую сторону Бога. Не поклоняюсь веществу, но поклоняюсь Творцу вещества».
Дионисий Ареопагит напоминает о самой первой иконе — Спаса Нерукотворного: «До нас -дошло издавна переданное повествование о том, как Авгарь, – разумею Эдесского царя, воспламененный тем, что он слышал о Господе, до Божественной любви, отправил послов, просивших <Господа> посетить его. Если же Он отказался бы сделать это, то Авгарь приказал, чтоб живописец срисовал Его изображение. Узнав это, Тот, Кто все знает и все может, взял кусок холста и, приблизив <к нему> Свое лицо, в это время напечатлел Свой собственный образ, что сохраняется и доныне».
Икона не является портретом, поэтому сходство ее с «оригиналом» условно. Икона не изображает, а, скорее, отражает, и не столько реальный образ, сколько нашу любовь.
(продолжение следует)
(Русский) Блаженніший Митрополит Онуфрій: Християнин має залишатися людиною і християнином у будь-яких умовах | <-- | --> | (Русский) Старец Паисий Святогорец. Что такое благоговение. |