Как узнается гордый и чем врачуется этот грех?
Ответ: Узнается по тому, что домогается предпочтения. А врачуется, если будет верить суду сказавшего: Господь гордым противится, смиренным же дает благодать (Иак. 4:6). Впрочем, надобно знать, что хотя убоится кто суда, произнесенного на гордость, однако же не может исцелиться от этой страсти, если не оставит всех помышлений о предпочтении, как невозможно разучиться какому-нибудь языку или искусству, не перестав совершенно не только делать или говорить что-нибудь, относящееся к этому искусству, но и слушать говорящих и видеть делающих. Это же надобно наблюдать и в рассуждении всякого порока.
Что такое смиренномудрие и как его приобрести?
Ответ: Смиренномудрие, по определению апостола, состоит в том, чтобы всех почитать превосходнейшим себя самого (см.: Рим. 12: 10). Приобретает же оное человек, если, во-первых, будет помнить заповедь Господа, сказавшего: научитесь от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11: 29), что Господь во многих случаях и многими способами показал и преподал, а также будет верить Его обетованию, что смиряяйся вознесется (Лк. 14: 11), сверх же того будет равно во всяком деле и непрерывно прилагать попечение к упражнениям в смиренномудрии и приучать себя к ним. Ибо таким образом, при непрестанном обучении, наконец в состоянии будет утвердить в себе навык к смиренномудрию, как обыкновенно бывает и в искусствах. Но тот же способ для приобретения и всякой добродетели, требуемой по заповеди Господа нашего Иисуса Христа.
Надобно ли искать чести?
Ответ: Мы научены воздавать честь, емуже честь (Рим. 13: 7), а искать чести нам запрещено потому, что Господь сказал: како вы можете веровати, славу друг от друга приемлющее, и славы, яже от единаго Бога, не ищуще (Ин. 5: 44)? Поэтому искать славы от людей есть доказательство неверия и отчуждения от богочестия, так как апостол сказал: аще бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был [Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым] (Гал. 1: 10). А если так осуждаются, которые приемлют славу, возданную людьми, то несказанно более осуждение тех, которые сами ищут славы невозданной.
Чем обличается человекоугодник?
Ответ: когда к хвалящим его оказывает усердие, а для порицающих бывает недеятелен. Ибо если хочет угождать Господу, то всегда и везде будет одинаков, исполняя сказанное: оружие правды десными и шуими, славою и безчестием, гаждением и благохваление: яко лестцы и истинни[ с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны;] (2 Кор. 6: 7,8)
Как избежать страсти человекоугодия и слабости к похвалам человеческим?
Ответ: Несомненной уверенностью в присутствии Божием, неразвлекаемой заботливостью о благоугождении Богу и пламенным вожделением блаженств, обетованных Господом. Ибо никто пред очами владыки не старается об угождении подобному себе рабу, к безчестию владыки и к собственному своему осуждению.
Что значит быть суетным?
Ответ: Все, что предпринимается не ради потребности, но для прикрасы, подлежит обвинению в суетности.
В каких словах заключается празднословие?
Ответ: Всякое вообще слово, которое не клонится к предположенной о Господе потребе, есть слово праздное. И опасность подобного слова такова, что, если сказанное и хорошо, но не направлено к созиданию веры, сказавший его не приводит себя в безопасность добротою слова, но тем самым, что сказанное не к созиданию клонилось, оскорбляет Духа Святого Божия. Ибо ясно научил этому апостол, сказав: всяко слово гнило да не исходит из уст ваших, но точию, еже есть благо к созданию веры, да даст благодать слышащим (Еф. 4: 29), и еще присовокупив: и не оскорбляйте Духа Святаго Божия, имже знаменастеся [И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления] (Еф. 4: 30). А какое зло – оскорблять Духа Святого Божия, нужно ли и говорить?
Откуда рассеянность и помыслы? И как нам приводить их в порядок?
Ответ: Рассеянность происходит от праздности ума, не занимающегося необходимым. А ум остается в праздности и безпечности от неверия в присутствии Бога, испытующего сердца и утробы. Ибо если бы верил этому, то, без сомнения, исполнял бы сказанное: предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся [Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь] (Пс. 15: 8). А кто достиг этого и подобного этому, тот никогда не осмелится и не будет иметь досуга помыслить что-либо не клонящееся к созиданию веры, хотя бы казалось это и хорошим, а не только что-нибудь запрещенное и неугодное Богу.
Что такое клевета?
Ответ: Думаю, что два есть случая, в которых позволительно говорить о ком-нибудь дурное, именно: когда необходимо кому посоветоваться с другими, испытанными в этом, как исправить согрешившего, и еще, когда бывает нужда предостеречь других, которые, по неведению, могут быть нередко в сообществе с худым человеком, почитая его добрым; тогда как апостол повелевает не примешатися таковым (1 Кор. 5: 11), чтобы не наложить как бы силков на свою душу. Так поступал и сам апостол, как видим из того, что пишет к Тимофею: Александр ковач многа ми зла сотвори: от негоже и ты себе блюди, зело бо противится словесам нашим [Александр медник много сделал мне зла. Да воздаст ему Господь по делам его! Берегись его и ты, ибо он сильно противился нашим словам.](2 Тим. 4: 14, 15). А кто без таковой необходимости говорит что-нибудь о другом, с намерением разгласить или очернить, тот клеветник, хотя бы говорил и правду.
Преподобный Нил Сороский. Как не сойти с истинного пути? | <-- | --> | (Русский) Святитель Лука Войно-Ясенецкий: Великое исповедание апостола Петра |