«Домострой» — памятник средневековой русской литературы. Исследователи относят его к XVI веку. По предположениям филологов, он бытовал сначала как назидательный сборник среди торгово-промышленного люда Великого Новгорода, постепенно обрастая новыми наставлениями и советами. Авторство «Домостроя» иногда приписывается протопопу Сильвестру, священнику придворного Благовещенского собора в Кремле, одному из близких людей молодого Ивана IV Грозного, но Сильвестр был только составителем и редактором. «Домострой» представляет собой тщательно разработанный свод правил религиозного, общественного и семейно-бытового поведения, адресован он явно людям богатым и знатным.
Трудно представить, что сейчас кто-то сможет пользоваться рекомендациями «Домостроя» в полном объеме — слишком изменилась наша жизнь — но многое в нем полезно и для нас. Ну а знать, как жили наши предки, это просто жизненно необходимо — не хотим же мы быть Иванами, родства не помнящими.
ДОМОСТРОЙ
Как устроить свой быт богоугодно,
а жизнь свято
Предисловие к этой книге
Поучение и наказ отцов духовных ко всем православным христианам о том, как веровать во Святую Троицу, и Пречистую Богородицу, и в Крест Христов, и в Небесные Силы, и святым мощам поклоняться, и Святых Таин причащаться и как ко всякой святыне прикладываться.
О том, как царя почитать и князей его и вельмож, ибо сказал апостол: «Кому честь — честь, кому дань — дань, кому подать — подать». «Не напрасно меч носит, но в похвалу добродетельным, неразумным же в наказание».
«Хочешь не бояться власти? Делай всегда добро» [1] пред Богом и пред нею, и во всем покоряйся ей и по правде служи, и будешь сосуд избранный и царское имя в себе понесешь. А также о том, как почитать святительский чин, и священнический, и монашеский, и пользу от них получать, и молитвы просить на благословение дому своему и всех нужд своих, душевных и телесных, а более всего духовных, и с прилежанием им внимать, и поучения их слушать, словно из Божьих уст.
И еще в этой книге найдешь ты наказ некоего о мирском строении: о том, как жить православным христианам в миру с женами, и с детьми, и с домочадцами, как наказывать их и учить, и страхом спасать, и строго запрещать, и во всяких делах их сохранять в душевной и телесной чистоте, и во всем их защищать, и заботиться, как о собственном уде. Сказал Господь: «Да будете оба в едину плоть» [2], — а апостол сказал: «Если страдает один член, то все с ним страдают» [3]; так же и ты: не о себе одном пекись, но и о жене, и о детях своих, и обо всех остальных: до последнего домочадца, — все мы связаны единой верой в Бога, — и с добрым прилежанием имей любовь ко всем, по Боге живущим, и око сердечное, на Бога взирающее, и будешь сосудом избранным, не себя одного несущим к Богу, но многих, и услышишь: «Добрый раб, верный раб, будь в радости Господа своего!» [4]
И еще в этой книге найдешь все о домашнем строении: как учить жену, и детей, и слуг, и как запас иметь всякий: и хлебный, и мясной, и рыбный, и овощной; и о домашнем хозяйстве, особенно о затруднительном.
Глав же найдешь тут шестьдесят семь.
[1] Ср.: Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь (Рим. 13, 7). Ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое (Рим. 13,4). Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее (Рим. 13, 3). (Здесь и далее цитаты из Священного Писания в синодальном переводе.).
[2] Ср.: И будут два одною плотью (Мф. 19, 5).
[3] Ср.: Страдает ли один член, страдают с ним все члены (1 Кор. 12, 26).
[4] Ср.: Хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф. 25, 21).
Конкурс постных рецептов продлен до среды | <-- | --> | Завершение конкурса постных рецептов |