Старец схиигумен Никон (Воробьев). Как вести себя в минуты скорби и отчаяния?
Не должны мы поддаваться унынию, ропоту за болезни свои и за скорби, ибо установлен Богом закон более твердый, чем небо и земля, закон, что многими скорбями подобает внити в Царствие Божие.
А мы в настоящее время пришли в такой период жизни человечества, когда спасаются исключительно только безропотным терпением скорбей, с верою в Бога и надеждою на Его милосердие. Другими путями теперь не умеет спасаться никто. Остался для нашего времени только один-единственный путь: терпение скорбей.
Преподобный Исаак Сирин пишет: «Паче всякой молитвы и жертвы драгоценны пред Богом скорби за Него и ради Него». А всякая скорбь, которую мы принимаем без ропота с мыслью благоразумного разбойника, именно: что за грехи, для спасения и очищения, посылаются скорби и, следовательно, «достойное по делам нашим приемлем», всякая скорбь при таком отношении к ней вменяется в скорбь ради Господа, крест наш личный преобразуется в Крест Христов, и мы через него спасаемся. Аще со Христом спостраждем, то с Ним и спрославимся, – говорит апостол Павел.
В минуты скорби и уныния полезно помнить совет преподобного Исаака Сирина: «Содержи всегда в памяти тягчайшие скорби скорбящих и озлобленных (например, в тюрьмах, ссылках и прочее), чтобы самому тебе воздать должное благодарение за малые и ничего не значащие скорби, какие у себя находишь, и быть в состоянии переносить их с радостью».
В скорбях, переносимых с радостью, с благодарностью к Господу, спасающему нас через страдания, скрыта радость духовная, радость восхождения духовного от силы в силу.
Чем больше человек прилагает своего труда над очищением себя от всякого греха, очищением мыслей, чувств, пожеланий греховных, даже пустых, чем больше понуждаем себя к непрестанной, чистой, внимательной, от всего сердца и со всяким благоговением молитве, тем слабее делаются скорби, тем легче их становится переносить, потому что цель, для которой нужны и посылаются скорби, достигается другим путем, путем своего труда, понуждением на делание заповедей, постоянного сокрушения сердечного за недостаточное исполнение их.
Это болезнование сердца и понуждение к добру могут заменить прочие средства и скорби.
Особенно надо следить за собой, чтобы быть мягким, добрым в отношении ближних своих. «Наше спасение в ближнем», – говорил преподобный Пимен Великий. Это значит, что если человек имеет правильное отношение к ближнему, то есть исполняет святые заповеди: возлюби ближнего твоего, как самого себя, то через это обстоятельство будет в силах исполнять и все прочие заповеди, и главную из всех – заповедь любви к Богу.
Нельзя любить Бога, относясь плохо хотя бы к одному человеку. Это вполне понятно. Любовь с неприязнью не могут быть в одной душе, или та, или другая. Если будет любовь к ближним, то она породит и любовь к Богу. Та и другая таинственны и далеко не то, что мы знаем из отношений «ветхого человека». Только опыт покажет человеку глубину заповедей, по мере обновления души, через их исполнение.
Спасайся, не унывай, не ропщи, не обижай никого резким словом.
Молись, всегда старайся иметь Бога пред собою.
Старец схиигумен Никон (Воробьев). Как вести себя в минуты скорби и отчаяния?
(Русский) Святая мученица Кириакия | <-- | --> | Преподобный Макарий Оптинский. С чего начинать духовный путь? |