“Пост – мать целомудрия”. Под целомудрием обыкновенно понимают только победу над плотскою похотью, но это, конечно, не единственная страсть. Страстей весьма много, и нужно каждую знать, чтоб следить бдительно за ними. Кроме страсти подчревной – самой злой, самой сильной, самой опасной, есть весьма сильная страсть – чревоугодие и пьянство.
Человек, который всегда без меры насыщается, все стремления свои направляет к тому, чтобы иметь пишу вкусную и обильную, который пьет без меры, часто бывает пьян – человек этот должен постом побеждать страсть чревоугодия и пьянства.
Есть страсть чрезвычайно опасная – страсть гордости, болезнь свойственная, главным образом, высокопоставленным кажется нам, что обладаем достоинствами, а людям видно со стороны, что мы ими вовсе не обладаем.
Такая мелкая гордость то же, что гордость великих и знатных мира, – она только более мелка.
Есть еще страсть честолюбия и тщеславия. Любим мы, чтобы хвалили нас, стремимся занимать общественное положение, которое сопряжено с честью; любим, чтобы кланялись нам, чтобы почитали нас, считали достойными.
В этой страсти Господь резко обличал фарисеев и книжников, которые любили молиться на перекрестках улиц, носить длинные одежды, предвозлежать на пиршествах, любили, чтобы говорили им: “Учитель, учитель” и низко кланялись, любили напоказ выставлять свое благочестие. Такое тщеславие свойственно каждому, буквально каждому человеку. Есть и другие страсти, о которых много еще предстоит говорить.
Пост – есть мать целомудрия. Пост освобождает нас от плотских страстей, помогает освободиться и от всех других страстей. Прежде всего, именно тем, что человек смиряет свое чрево, заставляет себя меньше угождать чрезмерным требованиям его. Если человек имеет возможность пресыщаться, он всегда пресыщается. Мало едят только те, у кого мало пищи. К пресыщению стремятся почти все. Постом лишаем желудок наш его безмерных требований и облегчаем его.
Пост – повод для всякого воздержания. Если постоянно смиряем страсть чревоугодия, научимся смирять и другие страсти. Проходим школу воздержания. Как во время поста смиряем страсть чревоугодия и пьянства, так научаемся смирять и другие страсти. Не только одним постом смиряются страсти наши, смиряются не в меньшей мере, чем постом, усиленной молитвой.
Все преподобные, все отшельники, все святые, всегда, всю свою жизнь, большую часть времени проводили в молитве. И молитва, привлекая мысль и сердце их к высшему, возносила сердца их горе, отвлекая от всего земного, смиряя все их страсти.
Молитва приучала их быть всегда сосредоточенными, не такими рассеянными, как мирские люди, у которых и мысли блуждают, и желанья блуждают, как птицы, которые летают все время туда и сюда, как мухи, которые кружатся летом повсюду.
У преподобных дела их, мысли их, чувства их были отвлечены от этого рассеяния, сосредоточены на мысли о Боге, о заповедях Его, о глубоких истинах веры, о греховности своей. И молитва вела всех к глубокому и постоянному покаянию.
В течение Великого поста богослужения дольше, все богослужения не похожи на обычные богослужения. Они проникнуты глубоким смирением, все богослужение обставлено иначе, чем в обычное время. Песнопений мало, все больше чтение, чтение и чтение. Светильников возжигается гораздо меньше, чем в прочие дни, свободные от поста. Много земных поклонов. Много раз повторяется великая молитва Ефрема Сирина, так всех располагающая к смирению, к сознанию греховности.
Если отшельники святые, преподобные проводили жизнь в молитве и посте, нужно вам хотя бы в течение поста хоть немного пожить жизнью, похожей на жизнь посвятивших себя Богу. Молитва, соединенная с постом, располагает к покаянию, подготовляет к исповеди и ко Святому Причащению.
Подготовим себя к великим таинствам постоянным хождением в храм. Нельзя приходить, как многие приходят теперь мимоходом, к святым таинствам: в церковь не ходили, были заняты повседневными делами своими. Им “надо отговеться”, как будто отбыть повинность.
Церковь ни на кого не возлагает повинности, каждый должен добровольно, по влечению своего сердца прийти к великим таинствам, подготовившись усердно молитвой церковной. Сплошь и рядом бывает так, что приходит человек и говорит, что ему надо сейчас же исповедаться и причаститься, ему некогда, ехать далеко. Если некогда, лучше не ходи вовсе, не изображай только подобие покаяния – такую исповедь запрещаю, ибо надо готовиться благоговейно, усердно готовиться к великому таинству.
Должны вы хоть одну неделю посвятить великому таинству, оставив все повседневные дела свои. Сосредоточить надо сердце свое, мысль свою на Божьем, на высшем, и подготовить себя к великому таинству покаяния и Причащения.
Проникнитесь этой мыслью, помните, и отнеситесь к говенью так, как должно. Запомните слышанное и не приходите ко Святому Причащению не подготовленными.
Помните слова Павловы: “Кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем” (1 Кор. 11, 29).
Да не будет этого ни с кем из нас! Да все приступим ко Святой Чаше, достойно подготовившись постом и покаянием!
/Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий)/
(Русский) О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных (продолжение) | <-- | --> | (Русский) Напередодні Димитрівської батьківської суботи в КДА звершено заупокійне вечірнє богослужіння |