Преподобный Макарий Оптинский. Почему нам необходимо смирение?

0 комментариев | Обсудить
22.04.2019 | Категории: Без рубрики

смирение       
        Жить по заповедям Христовым обязаны все православные христиане, и ничем не можем оправдаться пред Богом за неисполнение их, кроме как Его предражайшими заслугами и истинным сознанием и покаянием в наших преступлениях.
       
        Надобно же знать, что христианская жизнь есть духовная война, как пишет святой апостол Павел. Несть наша брань к крови и плоти, и прочее (Еф. 6: 12), а святой апостол Петр пишет: супостат наш диавол ходит, яко лев рыкая, иский кого поглотити (1 Пет. 5: 8). Всезлобный враг всеми мерами старается восставать против христиан, прельщая их суетою мира, и гордостью житейскою, и похотию плотскою.
       
        Еще более вооружается на тех, кои желают приблизить себя к Богу. Он их борет десными шуими; ежели не может увлечь в порочную жизнь, то мнением о своих добродетелях вводит в высокоумие и, прельщая, помрачает их разум и отводит от Бога так, что скорее может порочный, от пороков обратившись, покаянием примириться Богу, нежели прельщенный своею святостию; потому-то я вас и предостерегал, чтобы не мнеть того, что вы имеете любовь Божию; она есть верх совершенства, то как мы осмелимся мечтать о стяжании ее?

Хотя вы и ощущаете иногда утешительные чувства и слезы, но на них не должно полагаться и не считать за велико; но паче смиряться, полагая себя недостойну бытии таковых дарований. Святые отцы чем выше были жизнию, тем более себя уничижали и смиряли; а смирение еще более привлекало к ним Божию благодать и дарования. Смирение есть одно непреоборимое оружие против всех козней вражиих, но достижение до оного не безтрудно, а паче в мире живущим и непостижно. Вы же хотя и укоряете себя словами, но оным нельзя дать веры, когда не стяжете истинного сердечного смирения.

Вижу, что вы читаете книги святых учителей; но Писание есть лес, в котором без искусного путеводителя можно заблудиться и быть в опасности; что многие и пострадали по своей самонадеянности: кто принимается за высокое жительство и ищет в себе духовных видений и наслаждений, на того находит гнев Божий за то, что, не исцелив прежде страстную часть души делания терпения досады креста, возмечтал в уме славу креста (Ис. Сирин, сл. 2, стр. 13); пишет тот же святой Исаак Сирин: прежде даже не внидеши во град смирения, да не поверуеши, яко почил еси от страстей; подсаду убо некую готовит тебе сопротивный, но по покои оном многа стужения имети будеши (сл. 74, стр. 411)

Вы, читая оные святые книги, не беритесь за высокое жительство или за умную молитву, но держитесь более животворных заповедей Христовых и, зря высоту их и свое недостоинство, погружайте мысль свою во глубине смирения, на которое призрит Господь: в 43-й главе у иноков Каллиста и Игнатия (в «Добротолюбии») прочитайте, что смирение и кроме дел прощает многие согрешения, а дела, напротив, без смирения безполезны.

Ваши утешительные чувства очень опасны, они могут вас обольстить и совсем ум помрачить. Хотя бы и точно были оные от благодати, не должно увлекаться ими; но, принимая в помощь смирение, считать себя того недостойною, благодать, иногда посещая нас, дает знать, какое в нем сокрывается богатство; и оставляет (скрывается), но присно с нами пребывает; а нам, желая ее, надобно пещися о очищении себя от страстей, а при оных да не посмеем мечтать о стяжании ее.

Я уже сказал вам, что враг десными борет нас и возвышает ум во мнении о себе; а, по словам святого Иоанна Лествичника, кроме прочих пороков одна гордость в состоянии погубить человека; у оных же – Каллиста и Игнатия – вы читали в 14й и 15й главе, как нужно наставление, и как опасно самонадеяние, и о свойствах послушания; и так, пока есть для вас необходимость жить в мире, собственно для устроения детей ваших, живите; пекитесь более всего о исполнении заповедей Христовых; для познания же оных читайте Святое Евангелие и апостольские Деяния и послания, также и святых отцов учения, о страстях и добродетелях нас учащие; проходя путь жития, познавайте свою немощь, смиряйтесь и приносите Господу покаяние о неисправлении; отнюдь же не полагайте надежды на дела свои, но на милосердие Божие.

Правило молитвенное исполняйте по силе и по возможности своей, более с чувством мытаря, а не фарисея. Святой Исаак пишет: «Кто не помышляет себе быти грешна, молитва его несть благоприятна пред Богом» (сл. 55, стр. 289). За высокое делание и за большое правило не беритесь; тот же святой Исаак поучает, что: умеренному деланию цены несть. Но храните совесть свою. Воздаяния же здесь не ищите в утешении, оставьте это на волю Божию: Он знает, когда дать.

Пока сего для вас довольно, а ежели воззовет вас Господь пойти вслед Его и вселиться во святую обитель, тогда и путь жития откроется вам практикою, а не теориею.

Приготовляя детей ваших для светской жизни, попеклись ли вы насадить в сердцах их веру и страх Божий, которые бы были руководителями их к будущей жизни? Молитесь Господу, да сохранит Он сердца их от плевел, насеваемых супостатом посреде пшеницы. Испрашиваю на вас и на них Божие благословение.

Прочитано: 151 раз
Поделиться с друзьями
       

Отправить комментарий

*