«ПУСТЫНЯ!
АНГЕЛЬСКАЯ ЖИЗНЬ, ПОЛНАЯ БЛАГОДАТИ!»
«Утешительно верить, что благословение святыя горы Афонския, принесенное преподобным и Богоносным отцем нашим Антонием на горы Киевския, благодатиею Божиею, предстательством Пресвятыя Девы Богородицы и молитвами его, не оскудевало никогда, не оскудело и доселе…» Так писал в XIX веке неизвестный переписчик жития преподобного Парфения Киевского. Это благословение сделало Киев третьим уделом Пресвятой Богородицы, Ее Русским Афоном, духовным вертоградом Святой Руси. С этим благословением постригали и братий Киево-Печерской обители. «Да будет тебе, брате, первое благословение от Бога, а второе – от Святой Горы», – говорил игумен новопостриженному иноку.
Со временем это благословение стало распространяться и на скиты Киево-Печерской Лавры – на пустыни, приписанные к ней. Но более всего славу Русского Афона стяжала скромная обитель на окраине Киева – Голосеевская пустынь. Любимый скит многих подвижников, прославленных в лике святых: святителей Петра (Могилы) и Филарета (Амфитеатрова), преподобных Парфения (Краснопевцева) и Алексия (Голосеевского) и многих безвестных тружеников на ниве Божией.
« – Хочешь, я покажу тебе Русский Афон, с его глубокими лесами и маленькими скитами? Я приведу тебя в такие горы и леса, каких ты, верно, не видел. Есть где побезмолвствовать игумену Лавры и всей братии; схимник наш успевает всегда прочесть наизусть целый Псалтирь, покамест он обходит по сим дебрям, от пустыни Китаевской до Голосеевской.
… С вершины уединенной горы мы стали спускаться к пустыне Голосеевской, не выходя, однако, из дремучего леса, то глубоким оврагом, то узкой тропинкой, где невозможно было разъехаться… Но какие деревья нас осеняли! – серебристые тополи, яворы и клен, и развесистые липы с дикими яблонями и грушами на полянах; щедрая природа щедро наделяет ими свои глухие дебри, когда северная едва видит их в ограде искусственных садов.
Наконец при довольно крутом спуске нам открылась на тесной поляне, между двух оврагов, поросших лесом, церковь и усадьба, из нескольких домиков, с малым садом внутри ограды. «Вот – моя пустыня! – сказал мне Владыка (святитель Филарет Амфитеатров – прим. авт.), с любовию указывая на свое отрадное жилище… Оно выглянуло из среды густого леса, как яркий луч солнца из-за туч».
Так восторженно и вдохновенно рассказал писатель XIX века А. Н. Муравьев о посещении Голосеевской пустыни вместе с митрополитом Филаретом. Эта уединенная обитель, расположенная на южной окраине Киева, среди нетронутой природы, до 1996 года была скитом Киево-Печерской Лавры. Пустынь переживала разные периоды своего существования, но все они вписывали новые страницы в ее историю и способствовали прославлению обители.
В Голосеевском безмолвии и уединении отдыхали от пастырских трудов Киевские митрополиты; совершали свой духовный подвиг киевские святые XIX-XX веков; а ищущие спасения находили в Голосеево тихую пристань среди бушующего многомятежного мира. «Здесь носится дух преподобных отец наших Печерских, – говорил о пустыни преподобный Парфений Киевский. – И если есть на земле утешение и радость, то это в пустынном безмолвии. Люди отлучают нас от Бога, а пустыня приближает к Нему».
Это повествование об обители основано на житиях святых, подвизавшихся в пустыни, архивных материалах, исторических свидетельствах и рассказах очевидцев. Автор сердечно благодарит всех людей, помогавших в создании книги: в первую очередь, Наместника монастыря «Свято-Покровская Голосеевская пустынь» Архимандрита Исаакия (Андроника), а также братию и насельников обители, дирекцию и сотрудников Центрального государственного исторического архива Украины, Центрального государственного архива высших органов власти и управления Украины, Центрального государственного архива города Киева, Центрального государственного кинофотофоноархива Украины, Центральной научной библиотеки имени В. Вернадского, Российского государственного Военно-Исторического архива, а также прихожан и паломников Свято-Покровской Голосеевской пустыни и лично Л. З. Гисцову, Т. В. Кочубинскую и Л. П. Рылкову.
Богородичний Голосіївський монастир: Російський Афон. Зміст | <-- | --> | Богородичный Голосеевский монастырь: Русский Афон. Глава I «ЗДЕСЬ БУДЕТ СКИТ!» |