Богородичный Голосеевский монастырь: Русский Афон. Глава II ЧЕЛОВЕК-ЭПОХА. Святитель Петр Могила. Часть 1

0 комментариев | Обсудить
06.04.2012 | Категории: Богородичный монастырь, Глава №2

Еженедельно по пятницам на сайте монастыря публикуются главы из книги «Богородичный Голосеевский монастырь: Русский Афон», посвященные истории  монастыря. 

ГЛАВА II

ЧЕЛОВЕК-ЭПОХА

Часть 1

       Родился будущий святитель в 1596 году в семье благочестивых молдавских бояр Мовилэ, род которых прославился как своими военным успехами, так и глубоким благочестием. Его отец Симеон и дядя Иеремия некоторое время занимали господарские престолы Молдовы и Валахии и много сделали для укрепления не только страны, но и православной веры. Еще один брат отца – Георгий – был Молдавским митрополитом.
       
       При крещении мальчику дали имя Петру – в честь Московского митрополита Петра, в день кончины которого он родился. Молдавский воеводич с детства был воспитан в благочестии и чистоте. Перед ним открывалось блестящее будущее и возможность высокой светской карьеры, тем более, что представители рода Мовилэ породнились со знатными польскими аристократами.
       
       Но все вышло иначе. Рано потеряв отца, юный Петру вместе с матерью бежал в Западную Русь, которая в то время принадлежала Польше, спасаясь от братоубийственной борьбы за престол. Он получил прекрасное образование во Львовском православном училище, продолжил его за границей, овладел воинским искусством и небезуспешно сражался на поле брани.
       
       Происхождение, влиятельные связи, острый ум, природные способности и, что немаловажно, энергия, решительность и предприимчивость – казалось, все предвещало юному Петру блестящую светскую или военную карьеру. Для этого щедро одаренному чужестранцу нужно было немного: поменять веру. Иначе в католической Польше, которая рьяно насаждала в завоеванных ею землях свою веру или унию (искусственный союз Православия с католичеством), карьера для православного становилась почти невозможной.
       
       Переход же в католичество был вполне объясним: это была религия победителей. От веры своих отцов, как от «хлопской» (холопской), повсеместно отрекались именитые семьи; а молдавские господари Мовилэ, к тому же, давно породнились с представителями польской знати. Да и обстоятельства жизни святителя Петра сложились так, что самым близким для него человеком, почти вторым отцом, стал известный шляхтич Станислав Жолкевский, которого юноша очень любил.
       
       Но отречения не произошло: твердость в вере Петр унаследовал от родных. Вырастив детей, его дед стал монахом. Отец и дядя Иеремия не только сами твердо исповедовали Православие, но так же воспитывали и детей и щедро благотворили монастырям и храмам. В частности, они были ктиторами монастыря в Сучаве, где покоились мощи великомученика Иоанна Сочавского, и Успенской церкви во Львове, где спустя годы прозвучали обеты святителя Петра об устройстве школ и где его посвятили в сан митрополита Киевского.
       
       Иеремия и Симеон Мовилэ не колебались и не изменяли своим убеждениям под натиском многочисленных прозелитов, показывая детям пример стойкости и исповедничества. И эти жизненные уроки не прошли даром. Двоюродная сестра святителя Ирина (Регина, Раина) Могилянка, в замужестве Вишневецкая, на свои средства построила в Малороссии (так в то время называлась Украина) три монастыря, в том числе и знаменитый Густынский, недалеко от Чернигова. Еще одна двоюродная сестра – Анна входила во Львовское православное братство.
       
       Сам же Петр еще более укрепился в вере, благодаря учебе во Львовском братском училище, где получил образование в строго православном духе. Существует предположение, что он слушал лекции и в университетах Западной Европы. Может быть, именно в эти годы и сформировалось его твердое убеждение, что истинная вера и невежество несовместимы, что Церкви нужны хорошо образованные благочестивые люди и что он сам должен послужить ее благу. А может быть, сказалось влияние его духовного наставника и друга – митрополита Киевского Иова (Борецкого, †1631). Впрочем, все это – человеческие объяснения. А факты таковы: после военной службы у польского короля, после участия в знаменитой Хотинской битве воеводич Петр Могила принимает монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре. Произошло это в 1625 или в 1627 году. Практически сразу после пострига его посвятили и в сан архимандрита.
       
       Это было трудное время в истории Малороссии. Киев, Поднепровье, Галиция, Волынь и Подолия находились под властью польской шляхты. Православная вера была объявлена здесь вне закона. В 1621 году униаты разграбили в Киеве монастыри, церкви и школу, принадлежавшую Киевскому православному братству. В 1630 году подвергся нападению униатов и Киево-Печерский монастырь, главный духовный оплот Православия в то время.
       
       Однако это были и благодатное время для Православия Юго-Западной Руси. Именно в эти годы религиозное движение, вызванное борьбой с насильственно насаждаемым иноверием, охватило все слои общества и достигло самых широких размеров. Реформировались и создавались церковные братства, возникали школы и типографии, издавались религиозные и религиозно-полемические книги, распространялись послания, призывающие к единодушию и твердости в вере. Православные принимали все меры, чтобы отстоять свою веру и народность, подвергшиеся опасности от напора хорошо организованного и располагавшего громадными средствами латино-польского прозелитизма.
       
       Это движение возникло еще до Петра Могилы; у истоков и во главе религиозного возрождения стояли лучшие люди того времени. Но все-таки самое большое влияние на него оказал именно Киево-Печерский архимандрит. Этому способствовали как личные качества Петра Могилы, так и сложившиеся обстоятельства. Нужно было, чтобы все сошлось в одном человеке.
       
       Однако стремительное возвышение новопостриженного монаха, вначале вызвало неоднозначную реакцию братий Киево-Печерского монастыря. Но время показало, что святой Петр был избран Промыслом Божиим. Вступив в должность, новый архимандрит очень скоро зарекомендовал себя как рачительный хозяин. Он обновил и отремонтировал монастырские храмы и здания, привел в надлежащий порядок пещеры, где почивали нетленные мощи Киево-Печерских преподобных, собрал и записал чудеса, явленные от них, начал подготовку к канонизации Преподобных, добился возвращения Киево-Печерской Лавре многих, захваченных у нее имений и положительного решения в пользу обители многих судебных тяжб. Кроме этого, он составил молебные каноны и песнопения, позаботился о благолепии и торжественности лаврских богослужений. По его благословению в Великий пост в Киево-Печерской обители стали совершаться пассии – особые службы, посвященные Страстям Христовым.
       
       Но самое глубокое внимание архимандрит Петр уделял собственному духовному возрастанию и духовному окормлению и совершенствованию вверенной его попечению братии, встречая на этом пути немало трудностей и скорбей. Сам настоятель Киево-Печерской обители нес втайне суровые подвиги поста и молитвы, ежедневно совершая Божественную литургию, а ночи проводя в молитвенном бдении. Для большего уединения и безмолвия он и основал на окраине Киева скит Лавры – Голосеевскую пустынь, куда и удалялся для своих молитвенных подвигов. Предельным воздержанием, смирением и веригами архимандрит Петр побеждал невидимых врагов, восстающих на его плоть; горячими молитвами, мудростью и терпением он побеждал восстающих на его дух.
       
       

Предыдущая глава       Содержание       Следующая часть

       

<-- -->
Прочитано: 1,569 раз
Поделиться с друзьями
Популярные статьи:

Отправить комментарий

*