Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы. «Сами себя и весь живот наш Христу Богу предадим» (продолжение)

Старец Паисий Святогорец говорил, что человек нуждается в Боге, как в кислороде, чтобы дышать. Бог не может быть подобным углекислому газу, которым невозможно дышать. Он не создает для человека удушающей атмосферы, непри­годной для жизни.

Когда Бог участвует в жизни человека, открывает ему ми­стическим образом Свою безграничную любовь, тогда глу­бокий мир царит в душе человека, и он начинает понимать смысл евангельских слов: «Я успокою вас». Тогда человек познает из опыта, что в этом мире не существует другого подлинного утешения для его души, кроме Христа. Тот, кто находится в удалении от Бога, несчастен, его жизнь напол­нена множеством проблем. Когда Господь благословляет на­шу жизнь, она меняется и становится необычайно интерес­ной и красивой.

БОГ БУДЕТ ГОВОРИТЬ В ТВОЕМ СЕРДЦЕ, КОГДА ТЫ БУДЕШЬ ГОТОВ УСЛЫШАТЬ ЕГО

«У святого Силуана начались различные изменения в ду­ховном состоянии: иногда посещение благодати, в другой раз богооставленность, в третий же раз даже демонские на­падения, и всё это вызывало в душе его боль и делало его борьбу всё более болезненной и трудной. Всецелое состоя­ние духовной борьбы, однако, имеет конкретный смысл и цель: посредством его стяжается знание о том, как подкра­дываются помыслы различных страстей и как действует благодать. Святой Силуан вступает в этап разумного подви­га, и к основным вопросам его жизни добавляются и эти: как стяжается благодать, как она сохраняется, почему и по какой причине она оставляет душу» [1].

Часто мы говорим, что целью христианской жизни, вооб­ще жизни всякого человека и особенно тех, кто пребывает в лоне Святой Церкви, является стяжание Святого Духа, то есть обитание Бога в нас. К сожалению, часто мы считаем -под влиянием школьного образования, сведений, получае­мых в воскресной школе, и других обстоятельств, — что, ко­гда мы входим в Церковь, когда читаем разные духовные книги и совершаем духовные подвиги, мы делаем это для того, чтобы стать хорошими людьми. Однако этот взгляд на духовную жизнь совершенно чужд православному опы­ту жизни во Христе, потому что святые отцы передали нам духовную жизнь не как нравственную и этическую систему, а как опыт благодати Святого Духа. Поэтому они не зани­мались тем, чтобы определять, какие дела хорошие, а какие плохие и какие дела нам надо совершать, чтобы стать хо­рошими, а каких нужно избегать, чтобы не быть плохими, -они занимались сущностью духовной жизни, сущностью же этой является как раз то, о чем сказано в этом параграфе, -как стяжается благодать Святого Духа.

Это целая наука, опыт, передающийся в Церкви из рода в род. Можно сказать, что этот опыт боговидения, вселе­ния Бога в человека начинается с первого человека — Ада­ма, продолжается в ветхозаветных патриархах, в Моисее, пророках, апостолах, святых отцах — и так до наших дней. Великим благословением для нас, православных христиан, является то, что наша Церковь — Апостольская Церковь — не­поколебимо и неизменно хранит это завещание опыта Свя­того Духа. И таким образом мы продвигаемся вперед с кон­кретным способом духовной борьбы, с конкретной целью, с конкретным методом и конкретными результатами. Всякое дело в Церкви, в духовной жизни, которое имеет абстракт­ную цель, неопределенные и неясные результаты, духовно нездорово, поскольку мы знаем очень хорошо, что целью

и концом всех наших состояний является Божия благодать, Сам Христос, когда мы достигаем личного с Ним общения, связи и обитания Бога в человеке.

Но чтобы человек смог дойти до этого и реально стать хра­мом Святого Духа, членом, как говорят отцы, Христова Те­ла, нужно пройти целый путь. На этом пути человек должен научиться чрезвычайно многим вещам, а духовное знание в очень малой степени гносеологично, то есть он очень мало учится из книг и даже бесед, которые, в сущности, являются описаниями этого опыта. Оно [духовное знание] становится жизненным знанием благодаря множеству разнообразных духовных состояний, которые возникают в душе человека, полагающего духовное начало и начинающего подвизать­ся. Нам следует знать, что на этом пути мы непременно пройдем через оставление благодатью, приход благодати, опасность нашей гибели в любой момент, что является ис­ключительно тяжелым состоянием. Неудачи в нашей жизни необходимы, чтобы наша душа смогла научиться смирению. Потому что невозможно человеку смириться иным путем.

Внутренне, в уме своем мы можем думать смиренно, знать, что мы немощны, имеем недостатки, что нуждаемся в Божией милости. Однако эту глубину смирения как опыт, проникающий до глубин нашего бытия, мы не можем стя­жать ни путем исследования, ни разными теориями, кото­рые развиваем в уме, но исключительно через многие и опасные искушения, то есть через перемены и противопо­ложные состояния, которые многократно будут возникать у нас на пути духовной жизни.

Мы видим путь старца Силуана: несмотря на то, что он в самом его начале видел Христа и получил от Пресвятой Богородицы дар непрестанной молитвы, ему, однако, не­пременно нужно было пройти через лабиринт разнообраз­ных перемен духовных состояний. Разумеется, состояние перемен не означает, что они являются проявлением некой формы греха или что это должно привести святого или нас к отчаянию, безнадежности и страху, когда мы начинаем спрашивать себя: «Что же потом будет?!»

 

<-- -->
Прочитано: 214 раз
Поділитися з друзями
Популярні статті:

Отправить комментарий

*