Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы. О гносеологическом характере духовной жизни

0 комментариев | Обсудить
05.10.2023 | Категории: Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы.

Духовный путь носит гносеологический характер, то есть он попадает в описание жизни святых, в учения святых от­цов. Мы приблизительно знаем, как будем идти, но то ду­ховное познание, которое мы получаем, когда уже идем по этому пути, касается не ума, но сердца и является опытом, то есть познание — это опыт. Когда мы в Церкви говорим «знание», мы имеем в виду опыт, а не некое философское определение. Свобода, любовь, справедливость и т.д. в на­уке понимаются умом, насколько мы это можем. В Церкви же всё это — опыт, а раз так, то никто не может быть ли­шен этого духовного знания — и самый необразованный че­ловек, и самый простой, и интеллектуально самый слабый человек могут получить это духовное познание. Поэтому в тропаре Пятидесятницы мы говорим: «Рыбарей Ты соделал премудрыми» [10]. Бог сделал их премудрыми! Что значит «премудрыми»? Разве Он сделал их математиками, физика­ми, астрономами? У них и представления не было обо всём этом, но после Пятидесятницы они стали премудрыми, ибо стяжали Божию мудрость как опыт, опыт Святого Духа. Это и есть опытное знание, а всё остальное — описания духовной жизни — мы знаем со слов святых и из учения нашей Церкви.

[1] См.: Софроний (Сахаров), иеромонах. Преподобный Силуан Афонский. Житие, учения и писание. М., 2003. С. 40. [2] См.: Мф. 14: 28-31. [3] См.: Лк. 17: 10.

[4] См.: Софроний (Сахаров), иеромонах. Преподобный Силуан Афонский.

Житие, учения и писание. М., 2003. С. 40.

[5] Там же. С. 40-41.

[6] Там же. С. 41.

[7] Флп. 4: 13.

[8] 1 Тим. 2: 4.

[9] Ин. 12: 32.

[10] На церковнославянском языке: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей…» — то есть «Ты, явивший мудрыми ловцов (рыбаков)».

 

<-- -->
Прочитано: 773 раз
Поделиться с друзьями
Популярные статьи:

Отправить комментарий

*