Название праздника «Ильин день» у каждого близкого к православной культуре вызывает собственный ассоциативный ряд. Безусловно, центральное место в этом ряду занимает святая фигура пророка Божия Илии, подарившего название празднику, к памяти которого в христианской традиции всегда существовало сугубое уважение. В свою очередь, в тени великого пророка существуют давние традиции празднования дня его светлой памяти. Одной из таких традиций, дожившей до наших дней, точнее – сумевшей возродиться в наши дни, можно назвать традицию празднования Ильина дня в Москве, в Китай-городе. Но по порядку…
Как уже говорилось, отношение к пророку Илии в христианском мире всегда было трепетным. И не случайно, поскольку сей ветхозаветный праведник явил своей жизнью образец пламенного служения Богу, верность принципам и готовность пострадать за них, лишь бы только не отступить от истины. Безукоризненное житие пророка, стяжавшего своими подвигами такую милость Божию, что он одним из немногих был удостоен закончить свою земную жизнь не естественным образом, всегда поражало своей простотой и величием одновременно. Особенное отношение к пророку было на Руси. Так, например, первый киевский храм носил имя пророка Божия Илии. После Крещения Руси в очень многих русских городах появились Ильинские церкви и монастыри. Не была исключением и Москва, перенявшая от древней столицы право называться первопрестольной. В Москве, в Китай-городе, совсем недалеко от Фроловских ворот Кремля, практически со времен образования этого древнего московского района существовал Ильинский монастырь. Именно с ним связано событие, еще более упрочившее почитание имени пророка Божия Илии в народном сознании и поднявшее празднование его памяти на государственный уровень.
Шел 1606 год. Второй год страшной Смуты, разъявшей российское государство, поднявшееся до самоощущения себя третьим Римом, на мелкое нечто, еще остающееся Русью, но уже изрядно заполоненное поляками, литвой, шведами – в общем, всеми, кто ненавидел само имя в недавнем прошлом великой державы. Москва оказалась захвачена польскими войсками во главе с Лжедмитрием I, с попустительства боярской аристократии начавшим устанавливать свои порядки и даже рассматривавшим в дальнейшем отказ от Православия и установление в качестве государственной религии Московского царства католицизм. Ярый противник Лжедмитрия, ставший символом сопротивления захватчикам, патриарх Гермоген заточен в Чудов монастырь. Оттуда священномученик рассылал по всем еще не покорившимся оккупантам княжествам грамоты, в которых призывал сохранять Православие, не верить узурпатору, сопротивляться захватчикам. Одну из этих грамот получило рязанское воеводство, выдвинувшееся во главе со своим начальником воеводой Прокопием Ляпуновым в сторону Москвы. Но и в самой столице сопротивление уже росло. Вылилось это в то, что одним майским днем 1606 года в Москве вспыхнуло восстание, итогом которого явился страшный испуг поляков, заставивший их фактически запереться в Кремле на несколько месяцев, так как на помощь москвичам подоспели рязанцы, сумевшие закрепить успех сограждан.
Московское восстание 1606 года началось с призывного набата, прозвучавшего на колокольне монастырского храма пророка Илии в Китай-городе. И хотя, как известно, успехи восстания не смогли привести к полному преодолению кризиса Смутного времени по ряду причин (озвучивать которые не стоит в этой краткой статье), начало возрождения русскому самосознанию было положено. Воцарившиеся после Смутного времени Романовы знали о совершившемся в Москве в 1606 году. Для них произошедшее было несомненным делом Промысла Божия и заступничеством перед Ним за Русь пророка Илии. Для человека XVII столетия взаимосвязь была очевидной. Ведь общеизвестным и основным в житии пророка подвигом Илии было его противостояние жрецам Ваала, подбивавшим нечестивого царя Ахава ввести в Израиле идолопоклонство. Благодаря пророку древняя Иудея не упала в пучину духовного кризиса, а удержалась от нее, сохранив веру в Истинного Бога. Аналогичной победы удалось добиться русским людям в начале XVII века. Ведь в результате преодоления беды Смутного времени удалось сохранить не только государство Российское, а единственную на тот момент православную державу.
Поэтому практически с самого начала своего правления царем Михаилом Федоровичем была введена традиция проведения торжественного крестного хода на Ильин день, в котором принимал участие он сам и его фактический соправитель и отец патриарх Филарет. В Ильин день августейшие родственники во главе крестного хода выходили из Фроловских ворот Кремля, шли до Лобного места, на котором совершали благодарственный молебен в честь пророка Илии, после чего процессия следовала в храм пророка Илии в Китай-городе, где совершалась праздничная Божественная литургия. Традиция эта в неизменном виде просуществовала практически весь XVII век, чуть в измененном виде дотянула до конца XVIII, погибнув во времена императрицы Екатерины. Но не окончательно!
В начале XXI века старая московская традиция была возрождена. Причем с Божией помощью практически в неизменном виде. Инициатива возникла в приходе того самого храма пророка Илии в Китай-городе, что фигурировал в истории четырехсотлетней давности. Немалое содействие в возрождении праздника оказало командование Воздушно-десантных войск, почитающих пророка Илию своим небесным покровителем. Именно благодаря им в 2005 году после Божественной литургии крестный ход из храма пророка Илии в Китай-городе проследовал до Лобного места, где духовенство Московской Патриархии вместе с воинами-десантниками отслужило благодарственный молебен пророку Божию Илии.
С тех пор возрожденный праздник стал уже новой традицией для Москвы и постепенно распространяется за ее пределы. Благодаря привлечению к организации праздничных торжеств большего количества участников и средств массовой информации, знание о нем давно перешагнуло пределы столицы.
(По материалам Православие.Ru)
Слово в день святого пророка Илии о молитве | <-- | --> | Беседы на Евангелие от Марка (Глава II, ст. 1-12) продолжение |