Христина жила на рубеже II–III веков в Тире Финикийском при императоре Септимии Севере (194–211). Отцом ее был могущественный военачальник-язычник по имени Урван. Ревниво охраняя ослепительную красоту дочери, он заточил ее в высокой башне, где ей прислуживали множество рабынь и она могла наслаждаться всеми благами роскоши и богатства. В этой башне Урван разместил статуи богов, украшенные драгоценностями, чтобы дочь могла им поклоняться.
Хотя дева и оставалась взаперти, без всякой связи с миром, благодать Божия посетила Христину и породила в ее душе стремление к познанию истины. Своим правдивым умом она осознала, что бездушные изваяния – творение рук человеческих – никак не могут быть божествами, и, созерцая в окне красоту неба, земли и всех чудес природы, она пришла к заключению, что настолько прекрасная гармония может быть творением только единого Бога и Создателя, бесконечно мудрого. Тогда к деве был послан ангел Господень, наставивший ее в том, что она смутно чувствовала сердцем, – в тайнах Божества и творения. Так, стяжав свет истины и исполнившись ревностной любви к Богу, Христина посвятила жизнь посту и молитве.
Когда родители пришли навестить ее и предложили поклониться идолам, она ответила твердым отказом, объявив, что теперь следует за Христом – истинным Светом, пришедшим в мир. Она отвергла все уговоры отца и попросила дать ей белоснежную рубашку, чтобы принести духовную жертву Богу, Единому в трех Лицах. Урбан исполнил просьбу дочери, не понимая ее сути. Когда Христина погрузилась в молитву, явился ангел, приветствуя ее как невесту Христову, и объявил о предстоящих ей испытаниях, которыми она восславит Господа. Прежде чем удалиться, он отметил деву печатью Христа, благословил и насытил небесным хлебом.
Ночью святая топором изрубила все статуи в башне и пошла раздавать обломки серебра и золота бедным. Увидев это на следующее утро, Урван страшно разгневался и велел обезглавить рабынь Христины, а дочь подвергнуть бичеванию. Двенадцать солдат до изнеможения секли деву, но Христина силой благодати оставалась неколебимой, исповедуя Христа и обвиняя отца. Урван велел бросить ее в тюрьму, заковав в тяжелые цепи, и ушел. Его жена в слезах посетила темницу, чтобы упросить Христину подчиниться и тем самым сохранить жизнь. Но и эти уговоры не принесли результата.
На другой день Христина была вновь подвергнута пытке. Сперва ей разрывали плоть, а затем привязали к колесу и подвесили над пылающим очагом, но по ее молитве Господь угасил пламя. Вновь отосланная в тюрьму, она удостоилась посещения трех ангелов, которые доставили ей пищу и исцелили раны.
Ночью Урван прислал пятерых рабов. Они схватили святую, привязали ей на шею тяжелый камень и бросили в море. Но и тут ангелы пришли на помощь мученице: они отвязали камень, и Христина пошла по водам как посуху. С небес спустилось сияющее облако – и явился Христос, облаченный в драгоценные царские одежды и окруженный сонмом ангелов, которые славили Господа песнопениями и наполняли воздух нежным благоуханием фимиама. Исполняя желание святой, Христос Сам крестил ее в водах моря, а затем вверил архангелу Михаилу, который сопроводил Христину на сушу и в родительский дом.
Обнаружив, что девушка уцелела, несмотря на все покушения убить ее, Урван приказал на следующий день обезглавить ее. Но той же ночью он скончался плачевным образом.
Пост Урвана занял новый магистрат Дион. Ознакомившись с делом, он призвал святую и велел подвергнуть пытке. Она держалась стойко. Тогда он велел остричь ей волосы и провести нагой по всему городу, чтобы покрыть позором. На следующий день мученица сделала вид, будто соглашается исполнить требование Диона и хочет поклониться статуе Аполлона. Придя в храм, она взмолилась истинному Богу и приказала статуе пройти сорок шагов. Однако даже такое чудо не обратило Диона. Тогда святая, призвав имя Божие, опрокинула статую и разбила на куски. Три тысячи язычников, свидетелей чуда, обратились ко Христу.
Дион не пережил такого поражения и вскоре умер, а его место занял новый правитель, Юлиан. Он заключил святую в раскаленную печь. Мученица провела там пять дней, на протяжении которых пела хвалебные гимны Господу вместе с ангелами. Тогда правитель велел бросить ее в ров, полный диких зверей и ядовитых гадов, но и там рабы Божией не коснулось никакое зло: аспиды свернулись у ее ног, словно желая ей поклониться, а змеи нежно утирали пот с ее лба. Один лишь Юлиан оказался более свирепым, чем хищные твари, и упорствовал в ненависти к мученице. Он приказал отсечь ей груди, из которых хлынули кровь и молоко, а затем вырвать язык. После всех мучений два воина пронзили копьями сердце и бок святой, даровав ей венец нетленной победы и вечное блаженство в созерцании Небесного Жениха.
После скорой гибели тирана один из родственников Христины, который обратился благодаря ее чудесам, упокоил тело святой в церкви, возведенной в память о ней.
Из книги «Синаксарь: Жития святых Православной Церкви», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря.
Преподобний Полікарп, архімандрит Печерський, у Ближніх печерах | <-- | --> | Успіння праведної Анни, матері Пресвятої Богородиці |