Православие в Нигерии
Диакон Георгий Максимов
Местоположение: Западная Африка. Граничит на западе с Бенином, на севере – с Нигером, на северо-востоке – с Чадом, на востоке – с Камеруном; с юга омывается Гвинейским заливом.
Площадь: 923 768 км2.
Численность населения: 154,7 млн чел. (данные ООН на 2009 г.).
Официальные языки: английский.
Краткая история страны. Еще с V века до Рождества Христова в центральной части современной Нигерии существовала цивилизация Нок, которая потом по неизвестным причинам исчезла. Наследовавшие ей народы йоруба создали государства Ифе, Ойо и Бенин. С конца XI века хауса – народы севера Нигерии – подверглись исламизации как входящие в сферу влияния мусульманской империи Канем-Борно. С ХIV века после распада Канем-Борно появились независимые города-государства хауса. В начале XIX века они были объединены в единое государство Сокото.
Первыми европейцами, посетившими территорию современной Нигерии, стали португальцы, высадившиеся в XV веке на берегах Гвинейского залива. Позднее появились и представители других развитых морских держав того времени. Европейцы вели активную торговлю с государствами Ойо и Бенин, покупая рабов, экзотические фрукты и слоновую кость. Из-за последовавших в XIX веке индустриальной революции и запрета работорговли экономика местных королевств была подорвана, они стали клониться к упадку и в 1885 году оказались включены в состав Британской империи. Позднее к ее колониальным владениям насильственно были присоединены и мусульманские государства севера.
В 1914 году находящиеся в этом регионе британские колонии были объединены в протекторат Нигерия. С самого начала это образование делилось на три автономных региона, что было официально закреплено в 1947 году: Западная Нигерия с центром в г. Ибадан – здесь большинство населения составляли йоруба; Восточная Нигерия с центром в г. Энугу – здесь в основном проживали игбо; Северная Нигерия с центром в г. Кадуна, населенная по большей части хауса.
В 1963 году Нигерия получила независимость. Три года спустя произошел первый переворот, и власть почти на три десятилетия перешла в руки военных, при том что конкретные правители менялись в результате все новых переворотов. В основном это были военные из мусульман-хауса. В 1967 году, после волны преследований северянами-хауса представителей игбо, Оджукву, глава Восточной провинции, объявил о выходе ее из состава Нигерии и образовании независимой республики Биафра. Это привело к гражданской войне, продолжавшейся до января 1970 года и закончившейся поражением сепаратистов. Нигерийская гражданская война стала одним из самых кровопролитных конфликтов того времени: в ней погибло до 2 миллионов человек. В основном жертвами стали жители Биафры.
В 1998 году в результате демократических выборов президентом стал христианин Олусегун Обасанджо. Было установлено, что на посту президента Нигерии должны сменять друг друга представители мусульман и христиан. В 2007 году на выборах победил мусульманин Умару Яр-Адуа, затем его сменил христианин Гудлак Джонатан.
По численности населения Нигерия является самым крупным государством Африки. Также она входит в список 20 самых нестабильных государств мира. Здесь часто совершаются похищения иностранцев с целью получения выкупа. В 2003, 2006, 2008 и 2010 годах в штатах Плато и Джос имели место жестокие межрелигиозные столкновения, вызванные нападениями мусульман на христиан. Жертвами этих кровавых беспорядков стали более тысячи человек.
Религия: мусульмане – 50%; христиане (преимущественно протестанты) – 40%; язычники – 10%.
Православие. Христианство в Нигерии стало распространяться благодаря английским миссионерам, сумевшим обратить в англиканство народ игбо и большую часть народа йоруба. Поскольку британские власти запрещали миссионерам проповедовать северным племенам, мусульмане хауса в колониальный период остались без каких-либо следов религиозного влияния европейцев.
В настоящее время Нигерия является третьей страной в мире (после США и Великобритании) по числу населения, исповедующего протестантизм. Есть сведения, что в настоящее время протестантизм активно распространяется и среди северных мусульманских племен и народностей. Одновременно с этим происходит процесс большей радикализации нигерийских мусульман – о чем свидетельствуют введение шариата в ряде северных штатов, из-за чего тысячам христиан пришлось покинуть свои дома, а также обострившиеся в последние годы межрелигиозные отношения.
Православные в стране появились еще в колониальный период и были представлены эмигрантами-греками. В 1966 году для греческой общины был построен первый в стране православный храм на средства братьев-киприотов Анастасия и Христодула Леведи. Он был посвящен Воскресению Христову. Храм находится в столице страны. Сейчас он стал кафедральным собором Нигерийской епархии Александрийской Православной Церкви, и его прихожанами являются не только греки, но и проживающие в стране русские, ливанцы, грузины, болгары и, конечно, православные нигерийцы.
Стоит подчеркнуть, что обращение собственно коренных жителей страны в Православие началось не благодаря деятельности миссионеров, а в результате духовных поисков самих нигерийцев.
Для африканского протестантизма характерно дробление, появление новых групп и течений. В 1980-е годы в Восточной Нигерии, среди народа игбо, образовалась «Церковь Голгофской милости», объединявшая несколько общин. Члены этой организации задались целью отыскать «изначальную Христову Церковь». Серьезное изучение и поиски привели их к выводу, что этой Церковью является Православная Церковь, и в 1985 году все они приняли Православие. Позднее их примеру последовали и многие другие нигерийцы.
Успешное распространение истинной веры в этом регионе привело к тому, что Александрийская Православная Церковь в 1997 году образовала Нигерийскую епархию с кафедрой в г. Лагосе. Ее каноническая территория также распространяется на сопредельные государства – Бенин, Нигер и Того. С того времени и по сей день епархию возглавляет митрополит Александр.
В настоящее время в Нигерии действуют 23 прихода и регулярно появляются новые. Православие развито и относительно укоренено в штатах Анамбра, Имо, но в последние годы начало выходить и за пределы Восточной Нигерии в другие области, в частности появились приходы в штатах Едо, Бенуэ, Ривер.
Особенностью нигерийского Православия является относительная распространенность монашества, что в целом не очень свойственно для чернокожих православных других африканских стран. Среди клира епархии есть пять иеромонахов; также на территории митрополичьей резиденции в Лагосе располагается мужской монастырь во имя преподобного Антония Великого с посвященной святому церковью, а также семинария. Настоятелем монастыря является митрополит Александр, подвизается в нем четверо монахов. А недалеко от Лагоса на острове Тарква-Бэй находится женский скит во имя апостола Андрея.
Ведется активная миссионерская, социальная, переводческая деятельность, действуют женские и молодежные православные организации. Поддержку оказывает американское Миссионерское общество Православной Церкви (OCMC), выплачивая зарплату 11 нигерийским священникам, а также Элладская Православная Церковь; так, при финансовой поддержке Серрской епархии Элладской Православной Церкви строится храм в честь святых небесных сил бесплотных в городе Нени штата Анамбра. Кроме семинарии есть также средняя православная школа, где обучаются более сотни детей.
Говоря о своем служении, митрополит Александр указывает, что оно происходит в непростых условиях, поскольку именно на востоке Нигерии широко распространена практика похищений иностранцев с целью выкупа. «Нередко полиция, местные власти, Посольство Греции или сами христиане препятствуют мне в проведении тех или иных мероприятий или советуют быть очень осторожным», – говорит он. Так, например, из-за такой просьбы местных властей в 2008 году владыке пришлось отказаться от самоличного совершения массового крещения новообратившихся в реке Нигер и поручить совершить это одному из своих помощников-священников. Вместе с тем в стране есть большие перспективы для Православия, «есть интерес и даже прямые запросы об устроении катехизации со стороны вождей и различных местных правителей». По мнению митрополита Александра, продолжать миссию необходимо, потому что так мы соучаствуем в деле Христа, «Который является первым великим и подлинным Миссионером»
Полуеретик или святой? | <-- | --> | Церковь в конце IV века |