На усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
Церковь Христова, а вместе с ней и мы с вами, со скорбью воспоминает печальное событие из нашей Священной истории — усекновение главы величайшего Пророка — Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Это трагическое событие ныне читанное Евангелие передает нам в следующих словах:
Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего. Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, — дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства. Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя. Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его. Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей. Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе (Мк. 6: 17-29).
Как видите, сегодняшнее Евангелие воспроизводит перед нами скорбную картину предания смерти величайшего Пророка, признанного Самим Спасителем большим из всех, рожденных женами. Все в этой картине носит отпечаток чего-то ужасного, непередаваемого. Этот блистательный пир, эти шумные рукоплескания пирующих, эта полная безумия пляска — и потом вдруг эта дымящаяся теплой кровью голова, принесенная на блюде, поданная палачом молодой девице, которая, в свою очередь, отдает ее своей матери. Это адское смешение ненависти и безумного веселья, пляски и убийства, крови и сладострастия — все это заставляет сердце трепетать и наполняет его ужасом.
Читая в Священном Писании о жизни великих свидетелей, светильников Божиих, невольно приходишь в недоумение и спрашиваешь: почему для иных живущих на земле Господом уготованы мир, наслаждение всевозможными благами, утешение в скорбях и умирают они естественной, спокойной смертью, а на долю сих верных и твердых избранников Божиих выпадает такая ужасная, полная мучений и гонений жизнь и — очень часто — такая страшная кончина?
Посмотрите, какой смертью умирают они: святой пророк Исаия распилен пилой, святой пророк Иеремия во рву побит камнями, святой Захария убит возле алтаря церковного, святой первомученик Стефан также побит камнями, святому апостолу Иакову отсекли голову, святого апостола Петра распяли на кресте, апостол Павел был усечен мечем, да и все почти святые Апостолы, за исключением, пожалуй, святого апостола Иоанна Богослова, приняли мученическую кончину. Неисповедимы пути Твои, Господи! Зачем уготовал Ты для них такую кончину?
Но из всех этих мученических смертей смерть Иоанна Крестителя является самой ужасной. Представьте блистающий огнями дворец Ирода, в котором идет пир, а под ним — мрачное подземелье, откуда нет никакого выхода на свет и на свободу. В нем томится Пророк. И вот среди ночи слышатся тяжелые шаги спускающегося вниз грубого и безжалостного воина, отворяется дверь… глухой шум тяжело опустившегося меча — и все кончено. Был ли он застигнут во сне? Молился ли он? Произнес ли какие-нибудь последние слова? Ничего нам не известно, вместо ответа на все вопросы наши лишь гробовое молчание.
Таким-то образом пресеклась на тридцать третьем году жизнь величайшего Пророка Божия, который еще во чреве матери своей исполнился Духа Святаго, который тридцать лет прожил в суровых подвигах в пустыне и удостоен был крестить Спасителя мира, Единородного Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа. И если не иметь никакой другой надежды, кроме как на то, что есть в этом тленном мире, то при виде таких смертей можно прийти к полному разочарованию в жизни и сказать себе: зачем же стараться жить благочестиво, когда вокруг всё — одна лишь суета?
Но для верующих это событие не может быть неразрешенным, не может приводить их к разочарованию в жизни, если только имеют они светлую надежду на будущее и смотрят на сей мир как на место своего изгнания.
В то время, когда пирующие с ужасом взирали на главу Крестителя, лежащую на блюде, сам Креститель уже стоял в небесной славе перед сонмом праведников и возвещал им событие, которого они ожидали от века. Он в то же мгновение, как был усечен, присоединился к лику праведных и вступил в вечное блаженство и вечную славу, взошел туда, где будет чувствовать сам безграничную любовь и вечно наслаждаться истинной, нескончаемой жизнью.
Праведники не умирают, смерть над ними не имеет власти, они вечно живут у Господа. Ни одно доброе дело, сделанное человеком ради Бога, не останется без награды, тем более величайшие заслуги и труды Крестителя Иоанна сплели ему на Небе множество венцов и наград.
Только благодаря таким самоотверженным мученическим смертям могла родиться и возрасти Христианская Церковь. Когда мы смотрим на какое-нибудь огромное здание, то непременно знаем, что в основание его положен фундамент, на котором и стоит оно непоколебимо, хотя самого фундамента никто и не видит. Так точно и Церковь. Если мы сейчас видим в мире Христианскую Церковь, где верующие находят себе приют и успокоение от всех земных скорбей, веруют, надеются и радуются, то лишь благодаря вот таким мужественным, самоотверженным смертям, которых никому не сосчитать.
И если святого Иоанна Крестителя не стало на земле, то голос его, несмотря ни на что, будет звучать и обличать беззаконников во все времена. И ныне его высокий пример уязвил и растрогал наши сердца, и, верно, найдутся беспорочные души, которые, презирая обольщения этого мира, сделаются непоколебимыми свидетелями правды и истины.
Кроме же всего этого, необходимо верить, что смерть святого Иоанна Крестителя явилась следствием особого распоряжения Промысла Божия и допущена была с великой и благодетельной для рода человеческого целью. Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое Божественное. Время отшествия Спасителя из этого мира уже приближалось. Дело, на которое Он был послан, уже было совершено, и те, кто ожидал Его на земле, привлечены были к Нему. Но ожидали Спасителя мира не одни только живущие на земле, но и умершие, которых было несравненно больше. И вот для возвещения им о скором пришествии к ним Спасителя и избирается Предтеча Иоанн, предвозвестивший пришествие Господне жителям земли. Ирод и Иродиада явились лишь орудиями исполнения непостижимой Божественной воли, хотя вина их от этого и не уменьшается.
Дорогие во Христе братия и сестры, воспоминая ныне это событие — усекновение главы славного Пророка, постараемся извлечь из него для себя назидание во спасение своей души. А именно: должны мы крепко помнить, какой вред приносит излишнее упоение вином, как опасно давать необдуманные клятвы и какой может быть от этого грех. Если же по своей опрометчивости или по минутному увлечению и дали мы клятву, исполнение которой может послужить не на пользу ближним, а во вред им, то лучше нам не исполнять ее, лучше показаться перед другими неосторожными, нежели из-за ложного стыда причинить кому-либо зло.
Помолимся сейчас Крестителю Господню, чтобы он, любвеобильный, вознес за нас перед Престолом Божиим свою молитву и укрепил нас, чтобы всегда быть нам твердыми свидетелями правды и истины Божией и провести свою земную жизнь в покаянии и благоугождении Господу и тем достигнуть вечной жизни, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Аминь.
(Митрополит Антоний Сурожский)
Время сотворити Господеви… | <-- | --> | Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Слово в день Усекновения главы Иоанна Предтечи |