Организаторам, гостям и участникам XIV Международных Успенских чтений
ОБЩЕНИЕ-СOMMUNIO-KOINONIA: ИСТОКИ, ПУТИ ОСМЫСЛЕНИЯ И ВОПЛОЩЕНИЯ
Возлюбленные во Христе отцы, братья и сестры!
Сегодня в стенах Киево-Печерской Лавры начинают свою работу очередные Успенские чтения. Эта конференция всегда становится заметным событием в интеллектуальной жизни украинской столицы. Успенские чтения знакомят киевлян с богословскими поисками известных отечественных и зарубежных исследователей. На чтениях всегда можно услышать интересные доклады, поучаствовать в круглых столах, приобрести новые книги, а главное – пообщаться с яркими людьми. Для обсуждения в рамках форума всегда избираются глубокие темы, которые открывают широкий простор для дискуссий. Уверен, что и нынешние, уже четырнадцатые. Международные Успенские чтения не станут исключением.
Сегодня организаторы чтений предполагают нам задуматься над понятием общения. С богословской точки зрения общение – это глубоко христианская категория. Мы живем в Церкви, которая является союзом любви. Можно сказать, что Церковь является пространством совершенного общения человека с Богом, а также человека с человеком. Господь, призывая нас в Церковь, призывает нас к любви. По заповеди Христа, все его ученики должны быть братьями (см. Мф 23, 8). Это значит, что в Церкви рождается особая христианская общность, в которой все разделения мира утрачивают актуальность перед лицом Божественной любви.
В Церкви мы становимся единой семьей. Как говорит апостол Павел, все мы составляем тело Христово, а порознь являемся членами этого тела. II если в теле страдает один из членов, то все остальные страдают вместе с ним. И если радуется один из членов, то радуются с ним все члены (см. 1 Кор 12, 26-27). В этой взаимной самоотверженной любви раскрывается высшая форма общения между людьми.
Эти важные слова апостола Павла напоминают нам о том. что в Церкви Христовой должно созидаться новое человечество. В этом обновленном человечестве уже не должно быть места распрям и ненависти, здесь всё должно быть пронизано любовью. Но как часто мы, именуя себя христианами, не соответствуем этому высокому идеалу. Именно поэтому апостол Павел с грустью восклицает: Вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли [обычаю] поступаете? (1 Кор 3. 3). Действительно, слишком часто мы поступаем именно по человеческому обычаю, забывая о заповедях Божиих. И тогда в нас действует не новый человек, обновленный в заповедях Христа; в нас продолжает жить ветхий человек с его страстями и похотями.
Созидание в Церкви нового совершенного человечества предполагает усиленную работу над собой. Каждый из нас должен помнить, что из сердца человеческого могут исходить злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Как говорит Господь наш Иисус Христос, все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (Мк 7, 21-23). Мы должны стремиться очищать свое сердце, и только тогда в нас откроется способность видеть в каждом человеке своего брата. Сердце, очищенное от греховной привязанности к миру, не может завидовать, не может гордиться. Только чистый сердцем человек способен видеть Бога. И в этом созерцании Бога ему открывается подлинная любовь ко всему человечеству. Христианин, совлекшийся ветхого человека, становится способным жить в том союзе любви, которым должна быть Церковь.
Так переплетаются две чрезвычайно важные для церковного бытия темы: общение и уединение. Работа над собой, над своим сердцем предполагает уединение, уход от мира. Потому для Христианского Востока всегда был чрезвычайно важен опыт монашеской жизни. Монашеская община, объединенная общим стремлением к духовному совершенству, способна раскрыть в себе именно тот идеал совершенного общения, к которому призван каждый христианин.
В монашеских общинах всегда сохранялся особый опыт общения между духовником и учеником. Общение с опытным старцем — это не просто человеческая беседа. Как учат нас отцы Церкви, общение со старцем является таинством раскрытия воли Божией. Всякий вопрошающий, приходящий к старцу с молитвой и с поиском Божественной правды, получает от своего наставника ответ, вдохновленный Духом Святым. Это одна из сокровенных тайн Церкви. В монашеском опыте таинственно сочетаются общение и уединение, углубление в свое сердце и открытость ко всему Божьему миру.
Когда мы размышляем над понятием общения, то перед нами всегда раскрывается собственная немощь. Само это размышление должно стать для нас призывом к усиленной работе над своим сердцем. Мы должны преодолевать свои греховные навыки и восходить к совершенной любви к ближнему, к той любви, которая, по слову апостола Павла, долготерпим, милосердствует, … не завидует, … не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит на, не радуется неправде, а сорадуется истине: все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит (1 Кор 13, 5-7). Именно в такой любви мы сможем исполнить то призвание к совершенному общению, которое обращает к нам Христос.
Искренне желаю всем участникам Успенских чтений помощи Божией в их богословских поисках. Пускай дни работы этой конференции станут временем подлинного христианского общения в духе мира и в союзе любви.
С любовью во Христе,
+ОНУФРИЙ
Митрополит Киевский и всея Украины
Предстоятель Украинской Православной Церкви
Джерело: Офіційний веб-сайт Української православної церкви
Лист Блаженнішого Митрополита Онуфрія Голові Української Спілки ветеранів Афганістану Червонопиському С.В. | <-- | --> | В Києво-Печерській Лаврі відкрилися XIV Міжнародні Успенські читання |