Там, где подвизалась преподобная Пелагия (продолжение)
К сожалению, появившиеся несколько лет назад сообщения в прессе о том, что иерусалимские власти разрешили грекам строить церковь Вознесения на Елеоне, не соответствуют действительности, сообщил отец Поликарп. В нижнем храме он показывает паломникам большую икону новомученицы Анастасии Иерусалимской, которую прислали украинские иконописцы из Донецкой области, паломничавшие по Святой Земле.
Гостеприимный архимандрит Иоаким любит паломников и после богослужения или молебна приглашает их на трапезу на просторную веранду. Сам не присядет, а обслуживает гостей, называя им на английском и русском подносимые в маленьких тарелочках блюда. У него всегда много хлеба, жареных пшеничных зерен, печенья, козьего сыра, винограда, фруктов и сушеных маслин собственного приготовления. Вино, кофе и мед подаются им тоже в малюсеньких стаканчиках.
Отец Иоаким знает на своем участке такие точки, откуда с Елеонской горы взору паломников открывается величественная и незабываемая панорама Иерусалима, который для верующих людей «радость всей земли» (Пс. 47: 3). Елеонская гора и тот участок на ней, где в трудах и молитвах подвизаются монахи Иоаким и Поликарп, давно были избраны для поклонения Богу. Многие великие и славные дела Божии на Святой Земле происходили именно на горах. С горой Библия сравнивает Божественную силу и благодать (Пс. 35: 7; Ис. 2: 2). Так и хочется представить, как выглядела Масличная гора во времена земной жизни преподобной Пелагии…
Архимандрит Иоаким перечисляет уже хорошо известные всем паломникам святые места на Елеоне и предлагает вместе с монахом Поликарпом спуститься на территорию монастыря Марии Магдалины, где сохранились остатки древней лестницы, которая когда-то вела из Кедронской долины на вершину Елеонской горы. Считается, что эта лестница насчитывала 537 ступеней и была описана в латиноязычных документах IX столетия. Здесь отец Поликарп показал два места: с одного, по преданию, Богородица вознеслась на небо, а с другого Мария Магдалина наблюдала за мучениями святого Стефана, побиваемого камнями.
«Тебе бы, отец Поликарп, при твоих силах и знаниях экскурсии для паломников проводить», – говорю я, когда мы из Кедронской долины и Гефсимании возвращались по крутой дороге на Елеон. «Нет, уж. Это суетное дело. Да и коз не на кого оставить. А их надо покормить, а потом подоить», – отвечает он.
«Святая Пелагия привлекла многие души ко спасению…»
Ранним утром в окно кельи на греческом участке Елеонской горы постукивает на ветру тоненькая ветка маслины. Первыми паломников будят петухи архимандрита Иоакима. Вспоминается, что в евангельские времена пение петухов возвещало о третьей страже ночи – с полуночи и до трех часов (см.: Мр. 13: 35). К разноголосым петушиным крикам как-то сразу привыкаешь. Но сон прерывают другие громкие голоса на незнакомом языке: это с башни минарета, расположенного рядом с пещерой преподобной Пелагии, муэдзины ночью призывают мусульман деревни Аттур на молитву.
Медленно просыпается хозяйство отца Иоакима. У него здесь голубятня, куры, утки, козы, кролики, овцы и две собаки, бегающие на цепи. Над садом с виноградными лозами, фисташковыми, гранатовыми, масличными деревьями стремительно летают ласточки, построившие гнезда не только под крышами домов, но и у «Стопочки». Эти птицы смело залетают в мечети и храмы. У арабов о них сложена поговорка, говорит отец Поликарп: «Ласточка восхваляет Всевышнего и пачкает святилище».
В первой половине дня отец Поликарп занят козами. Смотрю на него и вспоминаю слова из проповеди архимандрита Иоакима после молебна в пещере преподобной Пелагии: «Высокодуховной своей жизнью святая Пелагия привлекла многие души ко спасению». Это и о нем, об отце Поликарпе (Агабабове), в прошлом артисте оперетты и руководителе театра музыкальной комедии. Кажется, совсем недавно на театральной сцене во время вечернего спектакля он держал за талию своих партнерш, а теперь вот сильными руками по утрам ловит во дворе коз, чтобы их подоить. Ежедневно ему приходится возиться с десятью вертлявыми козами, с которыми он разговаривает то строго, то нежно, называя их всех при этом Мельницами – Коричневой, Черной, Слепой, Пятнистой.
Как-то, уже в ранге «молодого пенсионера», он в числе московских паломников приехал на Святую Землю, посетил монастыри на Елеонской горе, помолился у «Стопочки», поклонился преподобной Пелагии в ее пещере, а затем случайно зашел на участок к отцу Иоакиму… Через переводчика архимандрит узнал и сразу одобрил желание русского паломника подвизаться на Елеонской горе – месте подвигов преподобной Пелагии, бывшей антиохийской актрисы. Теперь вот монах Поликарп, с которым мы давно познакомились на афонских паломнических тропах, имеет на Святой Земле келью в металлическом контейнере, похожем на вагончик без колес.
«Помнишь, якорь своей души я хотел бросить на Афоне, а получилось, что здесь…» – говорит он.
Отец Поликарп щедро делится своими рассказами о Святой Земле, переходя от одной темы к другой: «Смотри, куда после дойки побежала Мельница Вертлявая!.. Да не к ограде, а к дереву у ограды. Как называется это дерево, знаешь?». И тут же, не дождавшись ответа, продолжает: «Это и есть смоковница. У нее широко раскинувшиеся ветви с крупными листьями и питательными плодами, называемыми инжир. Так вот. Листья на смоковнице появляются раньше плодов и служат верным признаком наступления лета. А та смоковница, которая отдала всю свою силу на листья, но не имела плодов, подпала под осуждение (см.: Мф. 21: 19).
«А знаешь, отче Поликарп, – говорю я, – в прошлый мой приезд ты мне показал у нижнего храма растение, назвав его иссопом, из которого отец Иоаким делает кропила. Я тогда с твоего разрешения сорвал несколько веточек и привез домой, показал специалистам Ботанического сада, а они тут же опровергли тебя: это, мол, совсем и не иссоп, а трава какая-то, которая повсеместно растет в Иерусалиме. Из Священного Писания видно, что иссопом называлось небольшое кустарниковое растение, родственное майорану или каперсу (см.: 3 Цар. 4: 33, Исх. 12: 22; Ин. 19: 29). В Евангелии от Иоанна говорится, что солдаты наложили на иссоп (ствол или ветку) губку, пропитанную уксусом, которую и поднесли к устам Иисуса Христа».
И такие беседы у нас с открытой Библией в руках продолжается до самого вечера. А на Елеоне темнеет быстро, и крупные звезды, кажется, прижимаются к самой земле, откуда, разгоняя тьму, возносятся в небо молитвы.
«Не правда ли, именно звезды более чем что-либо другое в природе, свидетельствуют о дивном величии Создателя? – спрашиваю отца Поликарпа. – Взираешь на них с этой иерусалимской высоты и вместе с Псалмопевцем приходишь в изумление о попечении Бога о человеке (см.: Пс. 8)».
Отец Поликарп направляется в это время в нижний храм с лампадным маслом: «А я вот недавно читал преподобного Макария Египетского, так он тоже мудро пишет о звездах. Не все светильники, наполненные одним маслом и зажженные одной свечой, издают в равной мере сияние огня. Так и мы, люди, будем по-разному прославлены у Бога: по достоинству заслуг и обитанию в нас Духа Божия. Ведь и “звезда от звезды разнится в славе” (1 Кор. 15: 41)».
Преподобная Пелаги́я Антиохийская, Елеонская, Палестинская. | <-- | --> | Шанований чудотворний список Корсунської ікони Божої Матері, іменованої «Шпилівська Прозренна» |