Отсечь соблазн
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшний праздник Обрезания Господня – это не только память о том, что Спаситель исполнял все иудейские предписания I века, но и символ начала заключения Завета Нового. Ибо впервые, на восьмой день от рождения, Господь пролил за людей Свою кровь.
По многочисленным толкованиям, Господь, Творец закона, принял обрезание, показывая, что Он пришел не нарушить закон или пророков, но исполнить (см.: Мф. 5: 17). Господь реально пролил кровь, чтобы никто не сомневался в том, что Он был полноценным Человеком, а не носителем призрачной плоти.
Еще за 2000 лет до Рождества Христова обычай обрезания был распространен на Ближнем Востоке у египтян, аммонитян, едомитян и моавитян[1]. Введение обрезания в Древнем Израиле связано с именем Авраама. Бог заповедовал Аврааму и его потомкам обрезывать мальчиков на восьмой день от рождения, чтобы на их теле появился знак как знамение завета между Богом и потомками отца всех верующих (см.: Быт. 17: 9–14; Рим. 4). Обрезание применялось также к рабам, считавшимся членами израильской семьи, и к чужеземцам, желавшим принять участие в праздновании Пасхи (см.: Быт. 34: 14–17; Исх. 12: 48). Смысл ветхозаветного обрезания заключался в том, чтобы отделить народ Божий от язычников, отделить рабов Божиих от тех, кто служит идолам плоти.
Но не только обрезание плоти было необходимо подлинным израильтянам. По законодательству Моисея, с обрезанием плоти сопровождалось духовное обрезание ушей и сердца. Это означало, что человек не должен пренебрегать словом Господним (см.: Иер. 6: 10), не должен быть жестоким (см.: Втор. 10: 16), но призван любить Господа Бога своего всем сердцем (см.: Втор. 30: 6).
Однако ко времени Иисуса Христа иудеи, видимо, сохранили только внешнее обрезание плоти, в то время как сердце их далеко отстояло от Господа (см.: Мф. 15: 8). На это обратил внимание апостол Павел: «Не тот Иудей, кто [таков] по наружности, и не то обрезание, которое наружно, на плоти; но [тот] Иудей, кто внутренно [таков], и [то] обрезание, [которое] в сердце, по духу…» (Рим. 2: 28–29).
У апостола Павла выражение «обрезание сердца» символизирует отсечение страстей, покаяние и обращение грешника к Богу (см.: Фил. 3: 3; Кол. 2: 11). Обрезание Христово – это, прежде всего, «совлечение греховного тела плоти», некий символ крещения (см.: Кол. 2: 11–12), вступление в Новый Завет с Богом.
Как в Ветхом Завете печатью обрезания было наречение имени младенцу, которое давалось на восьмой день, так и в Новом Завете наречение имени на восьмой день связано с крещением и напоминает христианам о том, что они вступили в Новый Завет с Богом и теперь «обрезаны обрезанием нерукотворенным» (Кол. 2: 11). Вместо знака на теле в виде обрезания у христиан на груди теперь крест – знамение Распятого Христа, пролившего Свою кровь ради нашего искупления.
Сегодня можно встретить много людей, которые приняли крещение, это «нерукотворенное обрезание», носят на себе крест, даже что-то слышали о Боге, но не ограничивают себя в удовольствиях.
Не только старшеклассники, но и вполне зрелые люди приходят на исповедь с рассказами о том, как подловил их тот или иной примитивный плотской грех. Заглянул в холодильник – и, не удержавшись, съел лишнего. Заглянул в интернет – и, не удержавшись, зашел на пошлый сайт.
Конечно, всё можно списать на искушение. Изысканная еда и обнаженные тела стали кумирами, а безудержное поедание всего подряд и просмотр эротических изображений теперь сродни идолопоклонству. Как же ограничить себя от соблазнов?
В древности, когда израильтяне жили на обособленных территориях, они боролись с идолами просто – физически уничтожали и кумирни, и жрецов, и окружающие языческие народы. Во времена Христа израильские города смешались на одной территории с греческими, дома иудеев и язычников могли располагаться рядом. В новых условиях израильтяне вели торговлю бок о бок с иностранцами, однако их семьи жили в обособленных кварталах и евреи старались не отдавать детей в те гимназии, где юношей подталкивали к культу тела.
В наши дни христиане работают на предприятиях со смешанным коллективом, христианские семьи живут на одной площадке с иноверцами, а соблазнительные заведения окружают нас повсюду. Мы не можем физически уничтожить все источники соблазна (скажем, разгромить супермаркеты, которые соблазняют нас на чревоугодие, или компьютерные сети, через которые можем попасть на запрещенные сайты). Одни и те же источники могут быть и злом, и благом (ведь еду в супермаркете можно покупать экономно, а через компьютеры – читать полезные книги). Значит, одни и те же источники земных благ можно использовать дозированно, отсекая в первую очередь те, которые явно толкают на грех.
«Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мк. 9: 47). В этих словах ударение ставится на «если»: если какой-то из органов чувств соблазняет тебя, надо ограничить его возможности. Если соблазняет чрево – меньше хранить продуктов в холодильнике; если соблазняет пустословие – не регистрироваться в социальных сетях; если компания толкает на блудный грех – не идти туда, «не сидеть в собрании развратителей» (ср: Пс. 1: 1).
К сожалению, оправдывая себя, мы слова «если глаз твой соблазняет тебя, вырви его» слишком часто толкуем аллегорически. Говорят, главное – быстро забывать всё плохое, не обращать внимание на соблазны, чтобы в сердце не поселились дурные мечтанья. Но как себя приучить к тому, чтобы быстро забывать о том, что каждый день мучит или мелькает перед глазами? Если человек каждый вечер подолгу смотрит глупые теле-шоу, как, ложась в постель, он приучит себя быстро о том забывать?.. Возможно, здесь нужен более твердый подход. Если заманчивое шоу пожирает драгоценные дни твоей жизни, делает тебя глупей и строптивей, не включай по вечерам телевизор. Если, садясь за компьютер после работы, можешь увлечься какой-то игрушкой, не включай компьютер по вечерам. Если и в этом случае не можешь себя удержать, удали все игрушки, обрежь интернет, не держи дома лишний компьютер.
В Евангелии есть такие странные на первый взгляд слова: «Есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного» (Мф. 19: 12). Если применить традиционные принципы толкования данной цитаты к современной жизни, можно сказать, что есть инвалиды от рождения, которые не могут воспользоваться тем или иным удовольствием (колясочник – не пойдет на дискотеку, слепой – не получит удовольствия от пошлых картинок), есть попавшие в катастрофы, которые тоже стали инвалидами, а есть и вполне здоровые люди, которые добровольно ограничивают себя от удовольствий, добровольно не ходят на совет нечестивых, добровольно не стоят на пути грешных, добровольно не сидят в собрании развратителей (ср.: Пс. 1: 1). Тот, кто сам постарался оскопить себя от удовольствий, может приобрести Царство Небесное.
Святитель Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда перед началом нового года человек бросает «прежние привычки, утехи и всё, в чем находил удовольствие; отсекает страсти и похотные расположения и воспринимает дела строгого самоотвержения»[2]. Это крайне необходимо, по святителю Феофану, чтобы очередной год провести с Богом.
Ныне Господь попускает людям болезни, чтобы мы помнили о конечности своей жизни. Ныне Господь дает заповеди, чтобы мы сдерживали себя через страх будущего Суда. Ныне Господь проливает за нас Свою кровь, чтобы мы стали участниками Нового Завета.
Давайте же проведем будущий год более свято, чем прошлый. И если мы не можем справиться с источниками греховных удовольствий, давайте попробуем их отсекать. Насколько несоизмеримы маленький глаз или рука необъятному Царству Небесному, настолько больше святость во Христе любых плотских удовольствий.
Нося на себя печать Христова распятия, давайте сердце свое в грядущем году расположим поближе к Богу.
Аминь.
[1] См.: Иер. 9: 24–26.
Иеромонах Ириней (Пиковский)
Преподобный Варсонофий Оптинский. Беседы старца с духовными чадами (продолжение) | <-- | --> | Блаженніший Митрополит Онуфрій очолив підсумкове засідання Вченої ради КДА |