Путь святого апостола Иакова
Если бы вы спросили средневекового пилигрима из Европы, направляющегося на Святую Землю, куда он держит путь, то он бы непременно вам ответил, что идет в Сантьяго-де-Компостела взять благословение на предстоящее долгое путешествие у апостола Иакова, покровителя всех паломников и странников.
И сегодня в Европе весьма часто можно встретить необычно одетых путников с рюкзаком на спине и посохом в руках, которые ищут дорогу, отмеченную каменной ракушкой.
Сантьяго-де-Компостела – город, расположенный на северо-западе Испании и являющийся столицей автономного сообщества Галисия, – можно найти еще не на всякой карте. Но в этом маленьком по современным меркам городе, где население не превышает и 100 тысяч человек, хранится величайшая христианская святыня – мощи апостола Иакова, старшего брата апостола Иоанна Богослова.
***
«И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк. 1: 19–20), – так святой апостол и евангелист Марк описывает призвание Христом Иакова и Иоанна, простых рыбаков из Галилеи, названных Господом «сынами громовыми» (см.: Мк. 3: 17) за свой порывистый нрав и горячий темперамент.
Впоследствии именно Иакову, Иоанну и Петру Спаситель неоднократно открывал Свое Божественное достоинство и силу: они присутствовали при воскрешении дочери начальника синагоги Иаира (см.: Мк. 5: 37–43; Лк. 8: 51–56), при исцелении тещи апостола Петра в его доме (см.: Мк. 1: 29–31), при беседе о разрушении храма (см.: Мк. 13: 3), были свидетелями Преображения Христова на горе Фавор (см.: Мк. 9: 2), сопровождали Спасителя в Гефсиманском саду, перед тем как Его схватили стражники, посланные первосвященниками и книжниками.
По Воскресении Господнем и по принятии Святого Духа в Сионской горнице все апостолы по жребию разошлись по разным странам для проповеди Евангелия. Церковное предание гласит, что Иаков Зеведеев отправился свидетельствовать о Христе в далекую Испанию. Основав там христианские общины, святой Иаков вернулся в Иерусалим, где в 44 году (по некоторым данным – между 41 и 44 гг.) первым из апостолов принял мученическую смерть через отсечение головы по приказу царя Агриппы I, внука Ирода Великого (см.: Деян. 12: 1–2).
Дальнейшая история содержится во множестве не вполне согласных друг с другом народных преданий. По самой известной версии, изложенной историком Гонорием Августодунским[1], два ученика апостола – Афанасий (Атанасио) и Феодор (Теодоро), положив тело учителя в лодку, отправились по морю искать место для его достойного погребения. Через несколько дней никем не управляемое судно чудесным образом прибило к берегам Галисии – самой западной области испанской провинции. Поднявшись вверх по реке Улья до небольшого кельтского города Ирия Флавия (современный Падрон), ученики стали просить знатную женщину по имени Атия (в устном предании – Лупа) дать разрешение похоронить апостола Иакова в этих землях. Желая погубить чужеземцев, та отправила их к местному языческому правителю, который бросил христиан в темницу. Но Ангел Господень вывел их невредимыми из заточения. Пораженные этим чудесным событием, царь и многие его приближенные уверовали во Спасителя и помогли погрести тело апостола Христова в усыпальнице Атии. Позднее там же были похоронены сами Атанасио и Теодоро.
Как свидетельствуют раскопки, обнаружившие достаточно обширное кладбище рядом с апостольской гробницей, некоторое время здесь существовало небольшое монашеское поселение. Но к концу II века гробница постепенно пришла в запустение. Прилежащие территории заросли лесом. И святое место надолго оказалось сокрытым и недоступным для паломников.
Лишь в первой половине IX века некий монах-отшельник по имени Пелайо обнаружил гробницу, увидев в поле странное сияние, которое и привело его к ковчегу с нетленными мощами апостола Иакова. О своей находке он незамедлительно сообщил епископу Ирии – Теодомиру. Уже к 830 году на гробнице апостола и его учеников появилась первая часовня, которую сменили затем два каменных собора. А само место обретения мощей получило название Компостела, что в переводе с латыни означает «Поле звезды». С этого момента к святой гробнице потянулся непрерывный поток паломников со всей Европы.
Святой апостол Иаков в непростой для Испании период, переживавшей арабское завоевание, стал восприниматься и почитаться как небесный покровитель и защитник страны. Таковым его считают испанцы и по сей день, трепетно относясь к хранимой в Сантьяго-де-Компостела святыне.
Средневековые хроники свидетельствуют о многочисленных чудесах и явлениях апостола испанским воинам во время изгнания мусульман с Пиренейского полуострова, вошедшего в историю под названием Реконкиста[2]. Неслучайно девизом рыцарей, сражавшихся против мавров, были слова «Святой Иаков! Испания, к атаке!» («¡Santiago y cierra, España!»), ставшие призывом объединиться против врагов.
В конце X века Сантьяго-де-Компостела был завоеван известным арабским полководцем Аль-Мансуром, повелевшим разорить город, снять колокола с Компостельского собора, перелив их в лампы для мечети в Кордобе, но саму гробницу арабы не тронули.
В конце XI века король Альфонсо VI приказал на месте разрушенного маврами храма построить новый величественный собор из гранита. И 21 апреля 1211 года собор был торжественно освящен епископом Педро Муньисом.
К XII веку постепенно сложились и основные паломнические маршруты в город святого Иакова, которые формировались под влиянием ряда важных факторов: опорными пунктами на пути пилигримов были монастыри, являвшиеся в то время крупными экономическими, политическими и культурными центрами. «Камино де Сантьяго» (так в Испании называют паломничество к могиле святого апостола Иакова) оказал огромное влияние на распространение культурных достижений в Средневековье и в настоящее время включен в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
Сегодня «Путь святого апостола Иакова» представляет собой целую серию маршрутов разной сложности и разной продолжительности: от нескольких десятков до нескольких сотен километров.
Насчитывается как минимум шесть разновидностей пути: французский (camino francés), северный (camino del norte), первоначальный (camino primitivo), английский (camino inglés), португальский (camino portugués) и Виа-де-ла-Плата (via de la plata). По другим подсчетам таких путей около 15.
Самыми древними путями в город апостола Иакова были первоначальный и северный пути, поскольку к IX веку практически весь Иберийский полуостров был под властью Кордовского халифата и единственными безопасными маршрутами были маршруты, пролегавшие через прибрежные северные территории.
Во время Реконкисты, по мере отвоевания земель у арабов, складываются и другие паломнические пути. Самым известным и наиболее популярным сегодня маршрутом является французский, общая протяженность которого составляет около 800 километров. Его популярность объясняется тем, что, несмотря на свою продолжительность, это наиболее простой по рельефу путь, где к тому же почти не бывает плохой погоды, в отличие от северных маршрутов с их пересеченной местностью и частыми дождями. Кроме того, развитие французского пути было связано с поддержкой, оказываемой ему папой Римским и многими христианскими королями, которые совершали по этой дороге паломничество в Сантьяго-де-Компостела. Маршрут начинается во французских Пиринеях в местечке под названием Сан-Жан-Пье-де-Порт и далее после Ронсевальского ущелья проходит по таким старинным испанским городам, как Памплона, Логроньо, Бургос, Леон, Асторга, Понферрада.
Вы можете пройти весь этот путь пешком, и на это уйдет от двух недель до месяца, а можете проехать его на лошади или на велосипеде. Каждый выбирает для себя маршрут по силам.
На каждом из маршрутов пилигрим найдет хорошо развитую инфраструктуру приютов для странников, или, как их называют в Испании, альбéргов (albergues). Ориентирами для путников, следующих в Сантьяго-де-Компостела, служат указатели с изображением ракушки, которая является древним символом, эмблемой апостола Иакова, считающегося покровителем всех паломников.
***
Сегодня поездка к мощам святого апостола Иакова, или, как его называют в Испании, Сантьяго, является одним из самых популярных паломнических маршрутов во всей Европе. И дело не только в безусловной общехристианской ценности хранимой в Компостельском соборе святыни. Притягательность этого пути состоит еще и в том, что в своем классическом варианте он совершается пешком. Прежде чем прикоснуться к святыне, паломник проходит десятки километров, преодолевает препятствия непогоды и трудности маршрута.
При современных технических средствах и возможностях человек может в считанные часы самолетом или поездом добраться до любого предела земли и своими глазами увидеть то, о чем он раньше читал или слышал, не прилагая при этом больших физических усилий. «Путь святого апостола Иакова», пожалуй, один из немногих маршрутов, который помогает человеку почувствовать себя древним пилигримом, в труде и духовном сосредоточении готовящимся к встрече с великой святыней.
***
Приведенные выше рассуждения побуждают нас задуматься о такой важной составляющей жизни верующего человека, как совершение паломничества.
Очевидно, что паломничество – общерелигиозная, широко распространенная практика, свидетельствующая о нашем глубинном желании приблизиться к горнему, стать ближе к точкам соприкосновения божественной реальности и дольнего мира.
Вместе с тем оно способно даровать верующему сердцу сопереживание событиям глубокой древности, когда Господь, дивный во святых Своих, действующий Своей благодатной силой, являл чудеса и знамения, определял видимым образом ход истории человечества.
В этом отношении почитание апостолов – самовидцев и служителей Слова – являет замечательный образец проявления христианского благоговения перед Искуплением, совершенным Спасителем, и благовестническим подвигом Его ближайших учеников.
В контексте христианского миропонимания паломничество традиционно рассматривалось не просто как сакральный акт, но как акт богослужебный, литургический. Парадигматичным в этом отношении было поклонение святыням Святой Земли. Как справедливо отмечает один из исследователей, Палестина «мыслилась алтарем единого храма (сотворенного Богом мира), в котором постоянно совершалась литургия от проскомидии до Евхаристии во всей возможной лишь в мистическом пространстве и времени целокупности и единомоментности этого священного действа. Так что не священнодействия литургии постепенно сменялись, следуя своим порядком перед взором неподвижного богомольца (как в храмовой литургии), а, напротив, паломник перемещался от одного топоса к другому, постепенно приближаясь к апофеозу Бескровной Жертвы, переживая не воспоминания об известных событиях, но сами эти события, в буквальном смысле прикасаясь к ним через прикосновение к священным объектам… Поэтому и паломники не путешествовали по Палестине, как современные туристы, а, собравшись буквально со всего света, день и ночь переходили от алтаря к алтарю и соответственно участвовали в этом богослужении – собственно, литургисали. Поэтому хождение, если говорить об идее жанра, – отнюдь не путешествие, ведь невозможно считать путешествием перемещение служителя в алтаре реального храма во время священнодействия»[3].
В соответствии с этим и всякое паломничество своим центром имело совершение Божественной службы у святынь, связанных с личностью, жизненным путем и духовным подвигом угодника Божия.
Прямым следствием этого явилась практика создания храмов или, по крайней мере, часовен, в которые помещались реликвии и где собственно и происходило молитвенное поклонение.
С литургическим почитанием святынь сливалась традиция совершения Евхаристии на честных останках святых. Исторически данное явление оказалось зафиксированным в Православной Церкви в форме антиминсов – особых платов, как правило с изображением положения во гроб Христа Спасителя и содержащих часть мощей. Показательно, что непременным атрибутом антиминса является подпись епископа, его освятившего. Само наличие подписи воспринимается как делегирование архиереем священнику права совершения литургии в определенном храме.
В соответствии со всем вышесказанным необходимо отметить, что православный паломник, решивший предпринять путешествие к мощам святого апостола Иакова, без сомнения, столкнется с одной существенной трудностью на своем пути: фактическим отсутствием литургического содержания паломничества. В результате возникает необходимость вписывания подвига «хождения к святыне» в контекст инославной религиозной традиции. Паломничество проходит по маршрутам, сформировавшимся в эпоху католического средневековья, в соответствии с традициями западного христианства. Для православного же человека это ставит непростую задачу: совершить акт почитания древней христианской святыни, не поколебав свою конфессиональную идентичность, или, проще говоря, не отступив от канонических норм и святоотеческой традиции, не погрешив против вероучения.
Очевидно, что для многих наших соотечественников таковая задача представляется трудной, а зачастую и неразрешимой.
Еще одной из серьезных проблем, стоящих на пути православного паломника к древней святыне, является удаленность места и, как следствие, дороговизна пути. Вся совокупность трат на поездку (оформление визовых документов, оплата билетов на самолет, трансфер по стране, проживание на месте и т.п.) составляет еще одну не менее существенную проблему, которую приходится преодолевать тому, кто решится поклониться мощам «самовидца и служителя Слова».
Тем не менее, невзирая на все трудности и препятствия, сегодня все большее количество наших соотечественников готовы предпринять труд и благоговейно почтить святыню. Многие православные христиане русской духовной традиции, бывая в Испании, ищут возможности прикоснуться к древней реликвии.
Несомненно, развитию православного паломничества способствует появление на Иберийском полуострове церковных общин, как пребывающих в лоне Московского Патриархата, так и иных братских Поместных Церквей.
К счастью, сегодня великая православная святыня – честные мощи апостола Иакова – становятся более доступными для православных христиан из России и иных стран Русского мира. Богу содействующу, процесс этот будет развиваться, свидетельствуя о продолжении миссии ученика Христова – быть ловцом человеков (ср.: Мф. 4: 19), которую он Промыслом Вседержителя осуществляет и поныне.
[1] См. подробнее: Иаков Зеведеев // Православная энциклопедия.
[2] Об истории Испании времен Реконкисты см. подробнее: http://virtualeuropa.narod.ru/spain/history2.htm.
[3] Левшун Л.В. История восточно-славянского книжного слова XI–XVII вв. Минск, 2001. С.192.
Афонский старец иеромонах Арсений (Минин). Духовные наставления. | <-- | --> | Преподобный Антоний Печерский и древнерусский Афон |