Избранник Божией Матери
Преподобный Иосиф – один из столпов и светильников Оптиной Пустыни, один из немногих, кого можно назвать «избранником Божией Матери». Старец удостоился неоднократного посещения Царицы Небесной, и Божия Матерь называла его «любимче Мой».
На отце Иосифе видимым образом почивала благодать Божия. Многие современники свидетельствовали о сиянии, исходящем от его лика, видели, как из глаз старца буквально лились потоки лучей.
Фаворский свет
Духовный сын старца, отец Павел, вспоминал: «…Через несколько минут и меня позвали к старцу… Я увидел старца, изможденного беспрерывным подвигом и постом… мы поздоровались, через мгновение я увидел необыкновенный свет вокруг его головы четверти на полторы высоты, а также широкий луч света, падающий на него сверху, как бы потолок келлии раздвинулся. Луч света падал с неба и был точно такой же, как и свет вокруг головы, лицо старца сделалось благодатным, и он улыбался…
Свет, который я видел над старцем, не имеет сходства ни с каким из земных источников… подобного в природе я не видел. Я объясняю себе это видение тем, что старец был в сильном молитвенном настроении, и благодать Божия видимо сошла на избранника своего…
Всё вышесказанное передаю как чистую истину: нет здесь и тени преувеличения или выдумки, что свидетельствую именем Божиим и своей иерейской совестью».
Невредим среди пожарища
Знаком избранничества будущего старца, в миру Ивана, было видение в детстве Божией Матери, после которого ребенок стал уклоняться от детских игр, и в его сердечке загорелась живая вера и любовь к Царице Небесной.
Вскоре после этого видения в селе случился пожар. Огонь грозил перекинуться на новый, только что отстроенный дом Литовкиных. Маленький Ваня с молитвой обратился к Божией Матери и начал кричать: «Царица Небесная! Оставь нам наш домик!» И дом остался стоять невредимым среди пожарища, а кругом всё сгорело.
Единственное наследство
Ему пришлось работать и в трактире, и в бакалейной лавке, таскать пятипудовые мешки.
Ваня рано узнал, что такое скорби. Любимая сестра ушла в монастырь, и он тосковал по ней. В 4 года он остался без отца, а в 11 лет умерла, заболев, и мать. Господь вел Ивана путем скорбей и испытаний. Ему пришлось работать и в трактире, и в бакалейной лавке, таскать пятипудовые мешки и прочие тяжести, сопровождать обозы с товаром. Воры снимали с него сапоги, он тонул, перенося доски с плотов, падал в обморок от голода, скитался, бывал бит жестоким хозяином, подвергался многочисленным опасностям и искушениям.
Мирские соблазны обходили стороной чистую душу юноши, Господь хранил его среди грубой и нередко развращенной среды, с ним был Покров Божией Матери. Вина Иван никогда не пил и в карты не играл, не общался с девушками.
Его как-то спросили: «Нравился ли вам кто-то в миру?» На это он ответил с наивной простотой, которая свидетельствовала о его искренности и невинности: «Да ведь я был близорук и никого не мог хорошо рассмотреть издали; а близко подходить совестился – был застенчив».
Молитва – единственное наследство, доставшееся ему от благочестивых родителей, – была неизменной спутницей скорбной жизни юноши, и храм – единственным местом утешения.
Когда наконец Иван устроился на хорошее место – к благочестивому купцу, тот был так тронут чистотой и честностью юноши, что решил женить его на своей дочери. Но Господь призывал молодого человека к другому пути. И он чувствовал это призвание. Иван решил оставить мир и отправиться на богомолье.
«Зачем тебе в Киев – оставайся здесь!»
Сначала собирался он в Киев, чтобы поклониться святым местам. Но Господь властно вмешался в планы юноши и через сестру-монахиню и стариц, духовных чад Оптинских отцов, привел молодого человека в Оптину. Ему даже нашлись в попутчицы две монахини, которые, приехав в Оптину, первым делом отправились к преподобному Амвросию. Они сказали старцу, что привезли с собой «брата Ивана», называя юношу в шутку братом из-за его монашеских устремлений.
Старец Амвросий прозорливо ответил: «Этот брат Иван пригодится и нам, и вам».
На что великий старец прозорливо ответил: «Этот брат Иван пригодится и нам, и вам», – как бы прозревая будущего Оптинского старца и ту пользу, которую впоследствии он принесет и самой Оптиной, и женским монастырям, которые окормлялись у старцев.
Старец, выслушав Ивана, слегка ударил его по голове и сказал: «Зачем тебе в Киев – оставайся здесь». Юноша от всей души поверил, что слова старца указывают ему волю Божию, и вручил себя старцу.
Так с 1861 года началась монашеская жизнь молодого послушника в Оптиной. В хибарке преподобного Амвросия он прожил 50 лет: 30 лет рядом с преподобным Амвросием, будучи его духовным чадом, келейником и «правой рукой», и 20 лет после его смерти, когда уже сам стал старцем.
Время испытаний
Молодой послушник оказался в самом центре духовной жизни, так как к старцу приезжало огромное количество людей, искавших старческого совета и окормления. Ивану пришлось терпеть многочисленные столкновения, искушения, происходящие случайно и намеренно, «для испытания». Старший келейник, суровый и угрюмый, часто делал ему выговоры, иногда несправедливо.
У Ивана не было даже своего угла, где бы мог он почитать, помолиться, отдохнуть. Спал он в приемной, чуть не до полуночи полной посетителями, а в час ночи надо было уже идти к утрени…
Такие испытания были очень трудны для неокрепшего духовного воина. Его стали мучить помыслы о заветном Киеве, о тишине и покое, о святой горе Афон. Как-то раз, когда помыслы уехать на Афон досаждали особенно сильно, послушник услышал за спиной голос старца, который слегка ударил его по плечу и сказал: «Брат Иван, у нас лучше, чем на Афоне, оставайся с нами».
Каких наставников ему еще искать, если рядом с ним старец, который читает его мысли?!
Прозорливость старца настолько поразила молодого послушника, что он со слезами раскаяния упал к ногам преподобного Амвросия. С этого момента он ясно понял, что смущающие его помыслы были просто искушением. Каких наставников ему еще искать, если рядом с ним старец, который читает его мысли?! И больше юноша не помышлял об уходе.
Труды и молитвы
В 1871 году, через десять лет после вступления в обитель, Иван был пострижен в монашество с именем Иосифа. Было ему в то время 34 года, и это был уже духовно опытный воин.
Жизнь его оставалась всё такой же многотрудной, полной дел и забот. Однажды, изнемогая от трудов, отец Иосиф дожидался в темном проходном коридорчике, пока старец закончит прием посетителей, и заснул, сидя на пороге. Старец по дороге в свою спальню запнулся о келейника. Разбуженный отец Иосиф только кротко улыбнулся, а его великий наставник, несомненно, вознес молитву за своего преданного ученика, чтобы Господь укрепил его в подвиге смирения и терпения.
В 1884 году отец Иосиф был рукоположен в иеромонаха. Старец Амвросий по болезни не мог посещать храм, и по воскресным и праздничным дням всенощное бдение совершалось в его келье. Теперь эту обязанность исполнял иеромонах Иосиф. Также он причащал старца.
Всё чаще старец отсылал посетителей спросить совета у своего келейника, и всех поражало, что его слова буквально совпадали с тем, что говорил сам преподобный Амвросий.
Истинный послушник
Однажды скитская братия была напугана приходом неизвестного человека, который, размахивая пистолетом, громко объявлял всем, что идет к отцу Амвросию. Все боялись выстрела и не смели остановить его. И только отец Иосиф сохранил спокойствие. Он вышел к незнакомцу, по-видимому с тайной молитвой, и спокойно и кротко спросил у него, что ему нужно.
Отец Иосиф, глядя ему в глаза, осенил его крестным знамением. Сумасшедший сразу же сник и опустил руку с пистолетом.
«Мне нужно видеть отца Амвросия!» – отвечал этот странный человек, как оказалось впоследствии – сумасшедший, размахивая пистолетом. Тогда отец Иосиф, глядя ему в глаза, осенил его крестным знамением. Сумасшедший сразу же сник и опустил руку с пистолетом, который тут же отняли. Этот случай показал самоотверженную любовь отца Иосифа к своему духовному отцу, ради которого он был готов пожертвовать и своей жизнью.
В другой раз одна посетительница пыталась впутать отца Иосифа в одно неприятное для старца денежное дело и даже угрожала ему. Но отец Иосиф ответил ей спокойно: «Ну что ж, за старца я готов и в острог пойти».
Первая Шамординская настоятельница, мать София, известная своим умом и преданностью старцу, не раз повторяла: «Уж и любит батюшка своего отца Иосифа, да и есть за что». И действительно было за что: это был истинный послушник.
Как узнать, от Бога ли прозорливость?
Враг прозорливость может дать человеку, а смирения никогда не дает – оно палит его самого.
Старцу Амвросию и отцу Иосифу задавали один и тот же вопрос о том, как узнать прозорливого человека: «Встречается человек, по-видимому прозорливый, а между тем чувствуется в нем что-то не то. Как узнать, от Бога ли его прозорливость?» Оба подвижника ответили одинаково: «Узнать таких людей нужно по смирению. Потому что враг прозорливость может дать человеку, а смирения никогда не дает – оно палит его самого».
Смертельная болезнь отступила
В 1888 году преподобный Иосиф сильно простудился и заболел. Его отвезли в больницу и, по благословению старца Амвросия, постригли в схиму. Когда больному стало совсем плохо, ему прочитали отходную, и все присутствующие решили, что кончина близка. После прочтения отходной отец Иосиф попросил ухаживающего за ним брата сходить к любимому наставнику и передать ему, что он просит отпустить его с миром.
Когда брат передал отцу Амвросию эту просьбу его любимого чада, тот отправил его обратно и велел, зайдя к больному, сказать про себя: «Свят, свят, свят Господь Саваоф». Брат в точности исполнил наказ старца, и только он произнес эти слова, как больному стало лучше, и он попросил чаю. По молитвам преподобного Амвросия смертельная болезнь отступила.
«Любимче Мой»
Во время этой болезни Своего избранника вновь посетила Царица Небесная со словами: «Потерпи, любимче Мой, немного осталось».
Сходи к отцу Иосифу и спроси у него, какова была Матерь Божия, когда Ей было 60 лет.
Когда как-то раз одна монахиня, беседуя с преподобным Амвросием, спросила у него, какая была Матерь Божия в последние годы Своей жизни, старец сказал ей: «Сходи к отцу Иосифу и спроси у него, какова была Матерь Божия, когда Ей было 60 лет».
Отец Иосиф по своему смирению никогда об этом не рассказывал. Неизвестно точно, сколько раз он сподобился посещения Богородицы, потому что, как истинный монах, он скрывал свои дары. Но своими словами преподобный Амвросий ясно давал понять, что его ученику являлась Сама Пречистая Дева.
По-видимому, отец Иосиф постоянно находился в молитвенном общении с Божией Матерью и, когда была необходимость, то, как последний довод, говорил: «А что, если это не моя воля, а Самой Царицы Небесной?» И все умолкали, благоговея и испытывая священный ужас перед этим аргументом.
По выздоровлении отца Иосифа архимандрит Исаакий официально назначил его помощником старца. Преподобный Амвросий был очень рад и говорил окружающим: «Теперь у нас новый духовник».
Таинственное сближение душ
10 октября 1891 года преподобный Амвросий скончался, оставив по себе великое множество плачущих. Но скорбь его ближайшего ученика и чада была, несомненно, самой тяжелой. И вот в эти скорбные минуты обнаружилась во всем величии его мужественная крепкая душа. В то время как многие весьма духовные люди были потрясены этой преждевременной, как казалось, кончиной, один он ни на минуту не потерялся, не упал духом, но нашел в себе силы утешать и успокаивать других. В нем все увидели надежное пристанище и оплот среди скорбей и жизненных бурь, нашли поддержку духовную.
Для той любви и преданности, которую питали все к старцу Амвросию, было очень тяжело перейти к другому наставнику. Но все давно уже почувствовали, что один дух с почившим старцем живет в его преемнике – преподобном Иосифе. И что преподобный Иосиф скажет именно то, что сказал бы отец Амвросий. Это духовное единение, видимая осязательная преемственность великого дара старчества позволили отцу Иосифу стать новым духовным светильником Оптиной Пустыни.
Даже наружно отец Иосиф стал походить на отца Амвросия, и это таинственное сближение душ двух старцев ощущалось всеми. Нередко, когда преподобный Иосиф выходил на общее благословение, слышались возгласы: «Да это точно сам батюшка Амвросий… как он похож на батюшку!»
В нескольких словах выразить самое главное
Преподобный Иосиф, принимая паломников и монашествующих, всегда отвечал на предложенные ему вопросы, но сам никогда не заводил речи. Один раз посетительница подумала: «Отчего это батюшка сам никогда ничего не скажет?» А старец вдруг, отвечая на ее мысли, говорит: «Вопрошаемый не должен сам говорить, а только отвечать вопросившему!»
Вообще преподобный Иосиф не любил баловства, уступок и, как истинный монах, никогда не был внешне ласковым, хотя и был добрым и снисходительным к человеческим немощам. Единственным проявлением его внимания и ласки к духовным чадам было то, что он легонько ударял по голове в особенных случаях. Старец ни с кем не вел длинных бесед, умея в нескольких словах выразить самое главное, наставить и утешить.
Дар исцелений
Сохранилось множество свидетельств о даре исцелений по молитвам преподобного Иосифа. Известен такой случай. Одна женщина, живущая в Оптиной, сильно заболела; она попросила отвести ее в «хибарку» к преподобному. Он ее принял и, дав ей в руки свои четки, пошел в спальню, сказав: «Подожди». А когда он вышел, она совершенно забыла о своей болезни.
Другая сестра страдала сильными головными болями. Однажды она почувствовала такой сильный приступ мигрени, что даже испугалась. Когда старец вышел на общее благословение, она смогла только проговорить: «Уж очень голова болит, батюшка». Он улыбнулся и ударил ее слегка по голове. Боль мгновенно прошла.
Мать с сыном приехали в Оптину к отцу Иосифу. У сына сильно заболела нога, и он не мог ходить. На руках внесли его к батюшке. Из хибарки он вышел сам: болезни как не бывало.
«Не советую переменять место службы»
Один господин, служащий на частной железной дороге, захотел переменить свое место на более выгодное. Относившись ранее к старцу Амвросию, он теперь очень скорбел, что нет больше наставника, у которого можно спросить совета. Жена предложила поехать к отцу Иосифу, но он отвечал: «Зачем я поеду к отцу Иосифу? Я к нему веры не имею и потому не могу спрашивать его совета». В конце концов жена уговорила его хотя бы попросить благословения у отца Иосифа перейти на другое место службы.
Когда господин начал просить это благословение, преподобный Иосиф ответил: «Я вам не советую переменять место службы: здесь вы можете получать награды и заслужить пенсию, и потому это место выгоднее той должности, какую вам предлагают». Господин возразил: «Но какая же тут может быть пенсия, ведь служба моя неказенная». Старец спокойно сказал: «Нет, все-таки подождите немного». Чиновник этот вышел от старца в большом волнении и смущении и говорит жене: «Чего же я буду ждать? Только выгодное место упущу!» Но жена уговорила его послушаться старца и немного подождать.
И что же? В скором времени эта железная дорога становится казенной, а служба государственной, и господин этот получает награду и право на пенсию. Слова старца исполнились в точности: место это сделалось гораздо выгоднее той должности, которую предлагали чиновнику.
План незнакомого дома
Одна дама приехала просить благословения переделать дом в имении. Старец стал расспрашивать, что и где она думает переместить. Она стала пояснять, а отец Иосиф принялся по столу пальцем чертить план, приговаривая: «Вот тут ведь у тебя вход, а там столовая, а здесь вот то-то». Дама до того увлеклась этим чертежом, что, только выйдя от старца, она сообразила: ведь батюшка никогда раньше не был в ее доме и не мог знать расположения комнат.
Не похожа карточка
Монахиня Л. с келейницей, приехав в Оптину, купили четки и портрет старца и отправились к батюшке. Позднее монахиня рассказывала: «Только я успела подумать: как было бы хорошо, если бы батюшка из своей ручки дал мне четки, – как старец, улыбаясь, быстро снял со своей руки четки и надел на мою руку и в то же время мои четки надел на свою руку. Слезы хлынули градом, я только могла сказать: “Дорогой батюшка, ожидала ли я этого?”
Старец был в шапочке, вдруг он снимает с головы шапочку, поворачивается к моей келейной, поправляет на голове волосы и, улыбнувшись, надевает снова. Моя келейная разрыдалась, бросилась в ноги к старцу, благодаря его за что-то. Батюшка и ее также благословил четками. Я недоумевала, что это значит. Оказалось, что моя келейная подумала: не похожа купленная карточка, вот если бы батюшка без шапочки был (на нашей карточке батюшка был без шапочки)».
Три жениха
Другая монахиня, М., вспоминала: «Пишет мне одна барышня и просит передать батюшке, что за нее сватаются три жениха, за которого из них ей пойти? Первый и третий ей не нравятся, а второй нравится. Батюшка ответил: “За Николая, за третьего, а то дело плохо будет”. Я была поражена. Ни она мне не писала, как зовут ее женихов, ни я ничего не говорила батюшке, не зная их имен. Я написала барышне ответ батюшки. Она вторично пишет, что ей не нравится этот жених.
Батюшка опять говорит: “По-моему, лучше ей идти за Николая, а не послушает, как хочет”. Она послушалась и вышла замуж за Николая, и до сих пор они живут очень счастливо. А с женихом, который ей нравился, случилось несчастье: переезжая речку, он утонул».
Нужно остерегаться прислуги
Приехала в Оптину богатая вдова генерала К. Она пошла к батюшке и, вернувшись от него, с удивлением рассказывала, что отец Иосиф предупредил ее, что ей нужно остерегаться прислуги. Говорил он так настойчиво, что генеральша встревожилась и поспешила вернуться домой. Здесь она узнала об аресте целой шайки грабителей, совершивших несколько убийств и грабежей. У главаря шайки был найден список предполагаемых жертв, среди которых было имя этой богатой вдовы, план ее квартиры и другие сведения, которые передавала ее прислуга.
Вопреки совету старца
Так велика была сила молитв старца Иосифа, что доверившиеся ему люди избегали опасностей и шли путем спасения. Те же, кто поступал вопреки совету старца, впоследствии горько пострадали и мучились поздним раскаянием.
Так, послушница О.М. рассказывала: «Мой брат, служа на заводе, повредил правую руку. Начальство добровольно предлагало ему 500 рублей вознаграждения и должность контролера. Но он не захотел: ему посоветовали судиться. Я спросила у батюшки, который сказал: “Да, присудят и больше, а всё же руки не дадут, лучше поменьше, да добровольно получить”. Но брат не послушался, и вот уже десять лет, как он судится, а ничего еще не получил».
Одна посетительница спрашивала батюшку, чем заниматься родственнику: он хотел торговать вином. Старец ответил: «Нет, он может проторговаться и попасть в тюрьму». Родственник же поступил вопреки совету старца. Вскоре он действительно проторговался, и пришлось продавать дом, чтобы выплатить долг и не попасть в тюрьму.
Духовный камертон
Мудрые советы старца, озаренные благодатным светом, могут быть «камертоном» правильной духовной настроенности:
«Как луч солнечный не может проникнуть сквозь туман, так и речи человека только образованного, но не победившего страсти, не могут действовать на душу. А кто сам победил страсти и стяжал разум духовный, тот и без образования внешнего имеет доступ к сердцу каждого.
Каждому тот поступок ближнего кажется великим, который обличает его самого в чем-нибудь.
Каждому тот поступок ближнего кажется великим, который обличает его самого в чем-нибудь.
Если видишь погрешность ближнего, которую ты бы хотел исправить, если она нарушает твой душевный покой и раздражает тебя, то и ты погрешаешь и, следовательно, не исправишь погрешности погрешностью – она исправляется кротостью.
Что легко для тела, то неполезно для души, а что полезно для души, то трудно для тела.
Имей, что нужно и необходимо, а лишнего не собирай, а если не будешь иметь, да будешь скорбеть, то что толку? – Лучше держись середины. Можно иметь, только не привязываться ни к чему и быть как неимущему; такое устроение и было у святых.
Сильнее всего в человеке действует противоречие.
Сильнее всего в человеке действует противоречие. По своему желанию человек иногда и трудное что сделает, а скажи ему легкое что сделать, то сейчас же расстроится. А надо слушаться.
Как не должно искать чести, так не должно и отказываться от нее живущим в обществе для пользы других. Налагаемая честь есть также от Бога.
Как устроились обстоятельства, так и должно жить: потому что окружающие нас обстоятельства устрояются не просто – случайно, как думают многие современные нам новомодные умники; а всё делается с нами Промыслом Божиим, непрестанно пекущимся о нашем душевном спасении».
И после смерти старец продолжал помогать страждущим
Как устроились обстоятельства, так и должно жить: всё делается с нами Промыслом Божиим.
9 мая 1911 года после причастия старец Иосиф тихо отошел ко Господу. Рука усопшего была мягкой и теплой, как у живого. На могиле, приготовленной рядом с любимым наставником, старцем Амвросием, совершили последнюю литию. При гробе старца Иосифа произошло несколько чудесных исцелений. И после смерти он продолжал помогать страждущим.
В 1996 году преподобный Иосиф был причислен к лику местночтимых святых Оптиной Пустыни, а в августе 2000 года Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви прославлен для общецерковного почитания. Мощи преподобного Иосифа покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни.
Преподобне отче Иосифе, моли Бога о нас!
Ольга Рожнёва
Старец Паисий Святогорец. Помыслы «слева» – величайшая болезнь | <-- | --> | Мы имеем Ходатая |