Преподобный Серафим Саровский и Грузия.
Самый популярный русский святой в Грузии – это святой Серафим Саровский.
Ему посвящены церкви в Боржоми и в Дедоплисцкаро.
В любой церковной лавке вы увидите иконы великого русского старца грузинского письма.
Если наберете в Google по-грузински წმ. სერაფიმე საროველი, то обнаружите множество страниц и прочитаете комментарии, полные любви. Их много, начиная от кратких «Св. Серафим Саровский, моли Бога о нас!», до описания реальных чудес. Загляните на страничку в фейсбуке წმიდა სერაფიმ საროველი საზოგადოება и увидите впечатляющее количество лайков[1].
Рассказывает протоиерей Владимир Кузнецов:
– Владыка Серафим (Джоджуа) с гордостью показал нам свое детище – Новый Саров. Он по картинкам и фотографиям с любовью воссоздал пустыньку батюшки Серафима с небольшой деревянной кельей с иконой Божией Матери «Умиление», с камушком под сенью, колодцем и даже медведем в специальном вольере. Правда, медведя мы не застали. Он вырос большим и съедал столько же, сколько несколько насельниц монастыря. Сестрам было трудно прокормить медведя. Они взмолились, чтобы владыка Серафим избавил их от такого послушания. Но теперь они снова хотят взять медвежонка, без него уже чего-то не хватает. Люди, которые бывают там, видят в этих местах уголок России. Многие из них хотели бы поехать в Саров или Дивеево, но для них это очень дорого, невозможно.
В маленьком храме во имя преподобного Серафима Саровского владыка Серафим попросил художника изобразить себя в виде расслабленного у ног Преподобного. Этот храм был освящен в 2007 году. В дни памяти Святого сюда стекается множество верующих. Сам владыка очень любит батюшку Серафима.
Владыка вспоминает, что когда при монашеском постриге Предстоятель Грузинской Церкви спросил его, какое имя он бы хотел выбрать, он промолчал, но в душе молился преподобному Серафиму. Не дождавшись ответа, Патриарх Илия II сказал: «Тогда будешь Серафимом…»[2]
Вот что рассказывает сам митрополит Серафим:
– …Война 2008 года была трагической ошибкой. В те дни мы в Боржоми готовились к тому, что и к нам придут российские танки, хотя наш город находится в стороне от основной трассы. Я сказал тогда начальнику полиции: «Если увидите танки, зовите сразу меня, я выйду к ним и скажу: мол, ребята, не стреляйте, ведь и мы, и вы – православные». А сам молился преподобному Серафиму Саровскому, чтобы он защитил наш город от разрушений. И вот на окраине Боржоми показался танк. Он остановился у въезда в город. Из люка высунулись офицер и солдат. «Мы приехали к вам попить “Боржоми”, мы c детства много слышали о вашем курорте», – сказал офицер. Представляете, эти танкисты сделали крюк почти в тридцать километров, чтобы выпить нашей целебной водички! Они искупались в Куре и повернули назад. Так, по заступничеству преподобного Серафима, наш город не пострадал. Мы веками жили вместе: русские, грузины, абхазы, сидели за одним столом, произносили тосты, веселились, никто не придавал никакого значения национальности друг друга, и всего за несколько лет так всё изменилось![3]
О боржомской церкви, освященной в честь святого Серафима Саровского, был снят фильм[4].
В нем рассказывается о том, что церковь преподобного Серафима Саровского была построена после того, как Тамазу Куртанидзе три раза подряд явился во сне старец в белом, указавший ему не только место для церкви, но и в честь кого она должна быть построена.
Владыка Серафим подробно рассказывает о чудесах, которые происходили после освящения церкви:
– Один местный мальчик прослушал проповедь о святом Серафиме и обратился к нему с просьбой: «Я никогда не видел олененка. Покажи мне его и я поставлю тебе свечку!» Потом вышел из церкви. Через 10 минут мальчик закричал: «Смотрите, смотрите!» Мы все вышли на крыльцо и увидели, что из леса вышел олененок и стал около мальчика. Потом, естественно, увидев много людей, детеныш испугался и убежал в лес.
На камне после молебна исцелилась парализованная 11-летняя девочка.
Был и другой случай. Пришли две женщины с 6-летним ребенком. Стали читать акафист, а ребенок залез на камень и стал на нем прыгать. Монахини сделали замечание, сказали, что камень освящен, это не место для игры. Но мать не обратила на это внимания и продолжала чтение. Вдруг какая-то сила сбросила ребенка с камня и у него, абсолютно здорового, началась рвота и судороги[5].
Снят фильм и о медведе, который сам пришел к церкви святого Серафима Саровского[6].
В Грузии храмы не запираются. И если вы попадете в любой из них, обязательно увидите там икону преподобного Серафима, будь то кафедральный собор в Тбилиси или часовня, затерянная в горах
Нина Изюмова в своей статье «Серафим Саровский и Грузия» пишет: «Почитание Саровского чудотворца особенно распространилось в Грузии в ХХ веке. Многим людям являлся старец в самые тяжелые минуты их жизни. Оторванные от Церкви, они часто даже не понимали, кто это был (ведь даже в немногочисленных тогда церковных изданиях на имя старца был наложен запрет). И лишь годы спустя, увидев его икону, узнавали того, кто им помог. Грузия чувствовала его молитвы и защиту. Лишь потом стало известно, что святой выступал против лишения древней Грузинской Церкви автокефалии. Но мог ли ему внять масонский двор Александра Первого? Не мог и не внял. А старец говорил, что как отнесешься к Грузии, так к тебе отнесется Богородица. Ведь Грузия – Ее удел. В Грузии храмы не запираются. И если вы попадете в любой из них, обязательно увидите там икону этого святого, будь то величественный кафедральный собор в центре Тбилиси или маленькая часовня, затерянная в горах.
Недавно одной грузинской монахине явилась блаженная Матрона и наказала молиться св.Сергию Радонежскому, св.Серафиму Саровскому и ей о спасении Грузии и России. И народ молится!»[7]
Вот еще несколько случаев чудесного заступничества Преподобного, описанные журналистом Кахабером Кенкишвили.
Схиигумения Фамарь (Марджанишвили) (1869-1936) очень почитала преподобного Серафима. Кахабер Кенкишвили пишет: «В 1903 г., когда произошло прославление св. Серафима Саровского, она, будучи молодой игуменией Ювеналией Бодбийского монастыря, направила в Саров одну монахиню с просьбой привезти ей оттуда икону нового угодника Божьего, освященную на его же мощах. Монахиня скоро вернулась с простой деревянной иконкой новопрославленного святого размером 12х15 см.
От этой иконы в обители произошло много исцелений.
Молодая игумения, как могла, защищала сестер и монастырскую собственность. Из-за этого революционеры присылали ей письма с угрозами. Как-то даже напали на ее экипаж по пути в Тифлис. Началась стрельба. Игумения прижала к груди икону Серафима Саровского и молилась. Неожиданно на дороге показался казачий разъезд, и нападавшие разбежались. Не смотря на то, что на полу экипажа валялось много пуль, ни одна из них не задела ни игумению, ни сестер.
Из-за явной опасности игумению Ювеналию по решению Святейшего Синода перевели в Москву.
Там матушка Ювеналия очень сблизилась с великой княгиней Елизаветой Федоровной – основательницей Марфо-Мариинской обители. Она попросила у матушки Ювеналии чудотворную икону св. Серафима Саровского для больного гемофилией царевича Алексея. Как ни тяжело было матушке расставаться со святыней, но отказать она не могла.
Известно, что эта икона висела в спальне у наследника престола. Но что случилось с ней после 1917 г., никто не знает.
Однажды, когда игумения молилась перед иконой Божьей Матери, она получила повеление и почувствовала, что Богу угодно ее отшельничество. Необыкновенное явление от иконы повторилось несколько раз.
Чтобы обезопасить себя от вражеского искушения, игумения Ювеналия обратилась к старцам. Вскоре по их благословению был основан Серафимо-Знаменский женский скит, а сама матушка была пострижена в схиму с именем Фамарь. Скит просуществовал 12 лет и отличался особо строгим уставом.
В 1924 г. обитель была закрыта…»[8]
В 1944 году епископ Ефрем (Сидамонидзе) (будущий Патриарх Грузии Ефрем II) был освобожден из тюрьмы.
«Расконвоированный епископ Ефрем пешком, очень медленно шел на родину. (В заключении он перенес такой голод, что с трудом передвигался и еще долго не мог есть обыкновенный хлеб). За ним следовал еще один освобожденный. Так дошли они до большой реки. Должны были сесть на переправу, но перевозчик не пустил:
– Посадка окончена!
Как ни просили его, все было напрасно. Так и остались двое опоздавших на берегу – ждать следующего рейса через неделю. Но ждали напрасно. Потом выяснилось, что в пути переправу разбомбили немцы…
Патриарх Ефрем II: «Я все думал, кто из святых покровительствует мне на чужбине? Сказал себе: как вернусь домой, на коленях войду в свой храм, на какую икону сразу взгляну, тот и будет мой покровитель»
Епископ воздал хвалу Господу за спасение. Впоследствии он вспоминал: “Я все думал тогда, кто из святых покровительствует мне на чужбине? Сказал себе: как вернусь домой, на коленях войду в свой храм, на какую икону сразу взгляну, тот и будет мой покровитель”.
Так и сделал по возвращении. И первое, на чем остановился его взгляд, была икона святого Серафима Саровского».[9]
Рассказывает Гурам Читанава:
– У моей жены был любимый дядя. А у него была жена, тетя Груня. Она из Пензы родом. Во время войны оказалась в одном колхозе в каспийском районе. Приехала в Грузию за хлебом. Потом чем-то заболела, а когда выздровела, то осталась в Грузии. Вышла замуж, родилась дочка Светлана. В 60-х годах семья переехала в Тбилиси.
Светлана была в восьмом классе, когда у нее неожиданно лопнул аппендицит. Ее срочно отвезли в Арамянц-больницу[10]. Вскоре мать вызвали и говорят:
– Забирайте дочь домой, она вот-вот умрет.
Груня побежала в церковь святого Александра Невского. Было семь часов утра. Свечница только-только открыла дверь. Груня бросилась на колени перед Почаевской иконой Божьей Матери. Вы же знаете, она справа у входа висит. Вдруг кто-то вошел и встал рядом с ней. Она невольно обернулась. Перед ней стоял монах в черной рясе.
– Твоя дочь здорова! – сказал он.
– Кто вы? – спросила Груня.
– Я отец Серафим. Иду в Киев.
Груня задумалась. Как это он идет в Киев? Пешком, что ли?
Монах сунул руку за пазуху и подал ей маленькую икону Казанской Божьей Матери.
Пока Груня ее в сумку укладывала, монах исчез. Пошла она к свечнице спросить, кто это был, а та отвечает:
– В церковь никто не заходил.
Груня побежала в больницу. Смотрит, дочка в полной памяти сидит на кровати и спрашивает:
– Мама, где ты столько времени была?
Стали потом ту икону рассматривать и увидели, что на обороте прикреплен кусочек мощей святого Серафима Саровского.
В 80-х годах, когда Груня скончалась, икону ту держали на видном месте. Стали фотографировать гроб на похоронах, и, проявив негативы, увидели сильное свечение от иконы.
Потом Грунин внук с этой иконой пошел на абхазскую войну и вернулся невредимый…
***
– Как зовут твоего брата? – спрашиваю я у Елены Размадзе.
– Его крестили Серафимом, так как он родился второго августа. Родители и думать не стали над другим именем.
Рассказывает Валентина Марджанишвили:
Мама сказала: «Ты же верующая, ты можешь исцелиться, помолившись!»
– В прошлом году в Боржоми я сильно подвернула ногу. Было это в первой половине дня. Нога сильно болела. А к вечеру было запланировано подняться канатной дорогой на гору и пойти в женский монастырь, где грузинской семьей из Боржоми воссоздан уголок с домиком, колодцем и камнем, как Дивеево, где жил отшельником святой Серафим. Хромая, я все же пошла к батюшке Серафиму. Он мой Ангел хранитель. Опустилась на колени у камня. Рядом была молодая чета. Мужчина читал молитвы на грузинском языке. Я просто погрузилась в эту благодатную атмосферу. Домой возвращалась с легким напоминанием о боли в ноге.
Рассказывает Марина Учанеишвили:
Я почувствовала необыкновенное тепло и большую любовь, которая переполняла меня. У меня из глаз сами собой потекли слезы
– Это было в 90-х годах. Я была у стоматолога и удалила очень проблемный зуб. Выполняла все назначения врача, но к вечеру из раны пошла кровь. Положение усложнялось на глазах. Началось настоящее кровотечение. Я запаниковала. К 3 часам утра отец отвез меня в больницу. Хирург, осмотрев рану, решил наложить швы. «Если этого не сделать, вы можете умереть от потери крови. Уже видна кость», – сказал он. То ли врач мне показался слишком грубым, то ли я испугалась, но я тут же вскочила и отказалась от операции. Отец и врач умоляли меня согласиться, но я поехала домой. Мама увидела меня и испугалась. Кровотечение усиливалось все больше и больше. Мама сказала: «Ты же верующая, ты можешь исцелиться, помолившись!» Я попросила маму принести мне из святого угла иконы святого великомученика Пантелеймона, великомученицы Марины (моей небесной покровительницы) и преподобного Серафима Саровского. Я прижала их к груди, но почему-то стала с особым дерзновением молиться именно святому Серафиму. Первое, что я почувствовала – это необыкновенное тепло и большую любовь, которая переполняла меня. У меня из глаз сами собой потекли слезы. Ничем моя душа так не насыщалась и сердце никогда не находило такого покоя. Я слышала, как мама читала «Молитву матери» и от страха ничего не говорила. Потому что уже чувствовала: рот перестал наполняться теплой кровью и миска для сплевывания была уже не нужна. Это произошло в пять часов утра. Я заснула так сладко, как никогда. Проснулась к 12-ти и обнаружила, что рана полностью зарубцевалась. Мама была поражена и рассказывала всем знакомым: «Люди, вы не знаете, какое чудо сотворил нам святой Серафим Саровский!»
[1] Сообщество в Facebook на грузинском языке
[2] http://www.pravsarov.su/content/publication/964/3123.html
[3] http://www.taday.ru/text/1804064.html
[4] https://www.youtube.com/watch?v=_vx_xlnzsTk;
Фильм о боржомской церкви св. Серафима Саровского
http://odnoklassniki.mail.ru/group/50378903191699/topics?st.gpage=3
http://ick.ge/rubrics/society/15370-i.html
[5] https://www.youtube.com/watch?v=I2gaE6vKOtk
[6] Митрополит Cерафим и епископ Роман. Боржоми. Грузия
https://www.facebook.com/video.php?v=1387273558201507&pnref=story
[7] http://www.proza.ru/2010/07/06/826
[8] Из статьи Кахабера Кенкишвили. Журнал «Карибче» № 10, 2005 г.
[9] Из статьи Кахабера Кенкишвили. Журнал «Карибче» № 23, 2005 г.
[10] Первая гор. больница в Тбилиси, построенная до революции миллионером Микаэлом Арамянцем в дар жителям города.
Оршанська ікона Божої Матері | <-- | --> | Старец Паисий Святогорец. Заглушенная совесть |