Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы. «А ты ел мороженное?»

442       
        Сегодня мы поговорим о величайшей из страстей, кото­рая порождает все остальные, — о гордости. Как невозмож­но сказать, что такое смирение, дать ему определение, так же трудно, если не невозможно, дать определение гордости. Что такое гордость? Каждый раз, когда мы хотим что-либо сказать о ней, мы обращаемся к отцам, давшим описание ее признаков. Они рассматривают гордость как причину всех падений, корень и порождение всякого зла. В Писании гово­рится, что Бог противится гордым. Может быть, это один из исключительных случаев, когда Бог выглядит таким жесто­ким. Он не только не благославляет гордого, не только не со­действует ему, не просто его оставляет, но и противится ему.
       
        Что значит «противиться»? Это означает стоять перед кем-то и толкать его назад, не позволять ему идти вперед, то есть бороться с ним. Подумайте, как это мучительно, когда Бог борется с нами, когда Бог противится нам! Бог противится гордости. Бог против горделивых. Он стоит пе­ред ними и не дает им идти вперед. Почему? Можно ска­зать «от злобы», но неужели Бог чувствует Себя задетым? Нет. Причина в том, что наша гордость, т.е. наш эгоизм, к сожалению, нельзя исцелить, если не сокрушить его. Его нужно сломать. Это подобно камню, который, что бы ты с ним ни делал, не умягчается, — можешь его поливать, гла­дить, просить. Камень нужно разбить. Когда он разлетится на маленькие кусочки, тогда разрушится. И гордый человек не исцеляется, его можно лишь разбить. Тогда Бог встает перед ним и противопоставляет Себя ему, чтобы разбить его надменный дух, чтобы он опомнился, пришел в себя и понял, что с ним происходит.

Перед изучением страсти гордости сперва посмотрим, как она действовала, прежде чем превратиться в страсть. Дру­гими словами, какими мы были, когда Бог нас создал. Да, действительно, по природе мы гордые существа, но в хоро­шем смысле этого слова, ибо Бог создал нас властелинами. Он сделал нас Своими сынами, дал нам возможность власт­вовать над всей природой. Он создал весь этот мир и дал его нам в руки, сделал человека царем творения. Мы сотворены быть царями, мы созданы свободными, мы не являемся ни­чьими рабами. Следовательно, в той свободе, которой мы обладаем, и в положении, которое занимаем в природе, мы имеем то господство и тот уют, которые нам дал наш Творец. Но с грехопадением Адама все изменилось. Человек потерял ту красоту, которую дал ему Бог. Это прекрасное изначаль­ное состояние было искажено и превратилось в гордость и эгоизм, которые буквально убивают человека.

Гордый человек — самый несчастный человек на свете. Гордый человек не может никого ни порадовать, ни полю­бить, ни принять. Он — самый порабощенный из всех, пото­му что он раб страшной страсти своего эгоизма и гордости. Он никогда не кается, всегда прав, на все имеет алиби, ни­когда не делает ошибок. Он может сказать губами «я сделал ошибку», но глубоко в душе своей не признает этого. Он за­ключен в клетку своего эгоизма и осужден быть одиноким. Он не общается ни с кем, поскольку живет в аду своей изо­ляции и эгоизма. Чтобы говорить о гордости, нужна великая мудрость. Поэтому обратимся к словам св. Иоанна Лествич-ника в его «Лествице», прекрасной книге, которая является руководством для духовной жизни во Христе.

Она называется «Лествицей», то есть лестницей, где на каждой ступени говорится о конкретной теме. Двадцать вторая глава «Лествицы» посвящена гордости. Святой ска­зал очень много о гордости, которая столь многомерна и многостранна, что нельзя определить ее точно. Он говорит: «Гордость — это отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение к людям, мать осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отказ от Божьей помощи, предтеча безумия, виновница падений, причина беснования, источник гнева, ворота лицемерия, крепость бесов, хранительница грехов, причина немилосердия, незнание страдания, жестокий му­читель, бесчеловечный судья, противник Бога, корень хулы».

Отвергает ли гордец Бога? Да, отвергает, потому что у не­го нет другого бога кроме себя самого. Он бог самому се­бе. Он может не принимать этого в теории, но на практике обожествляет себя. Может быть, обожествление нашего соб­ственного «я» и есть лучшее определение гордости. Обо­жествление всего нашего бытия, мнений, точки зрения, персональности, имени, положения, силы, светской силы, духовной силы, взглядов… Гордый человек не доверяет Богу, потому что доверяет себе.

Ведь в чем сущность греха? Его сущность в том, что он отдаляет тебя от цели, сосредоточенной на Боге, и ставит другую цель. Почему сребролюбие грех? Потому что ты уповаешь не на Бога, а на деньги. А себялюбие? Потому что опираешься на любовь к своему «я», к своему телу, своей жизни, вещам, окружающим тебя. Итак, гордость — это от­вержение Бога, ибо лишает тебя твоего упования на Бога и связи с Ним. Ты ставишь себя на Его место. Гордость — бе­совское изобретение. Чем же иным она может быть? Она -презрение к людям. Гордый человек презирает другого и с большой легкостью выставляет его в плохом свете. Словами, делами, взглядом. Знаем, как легко бывает убить другого человека даже только одним взглядом! Как легко убить его даже своей праведностью и снисхождением! Ведь когда Бог стал человеком и пришел к нам, Он не сделал это таким об­разом, чтобы изумить нас Своей святостью, не засиял ярче солнца Своей божественной славой. Он сокрыл всю Свою божественность в смирении человеческой природы.

Смиренный человек вообще не выпячивает себя. Он не ослепляет других, не кричит и не трубит о своих доброде­телях. Смиренный человек живет тихо, красиво, никогда не думает, что он выше других, и никого не презирает. Гордый презирает других — «кто ты, почему ты?» Неважно, говорим ли мы вслух эти слова. Важно то, что мы верим в них. Иногда даем окружающим такие советы: «Оставь его! Не обращай на него внимания! Кто он такой, чтобы судить тебя? Кто он такой, чтобы сказать тебе все это?» Мы думаем, что таким образом исцеляем раненого человека. Не только не исце­ляем его, но, возможно, ему станет хуже. Человека нельзя исцелить таким способом — презрением к ближнему. Итак, презрение к людям — признак гордости. Когда видишь, что презираешь других, это значит, что ты носишь в себе бо­лезнь гордости. Далее св. Иоанн говорит о гордости как о матери осуждения. Гордость порождает осуждение, потому что постоянно оценивает другого человека, не просто судит его, а осуждает, выставляет в плохом свете. Тот, кто осужда­ет, не чувствует, что и он такой же человек, как и другие, а другой человек — такой же, как и ты, хотя и совершает ошиб­ки и даже плохие поступки. Зачем его судить? Ты что, не делал ошибок в своей жизни? Не причинял боль другим лю­дям? Не совершал плохих поступков? Как ты можешь осу­ждать человека, когда ты сам — такой же? Когда у тебя — те же недостатки? Как же ты судишь своего брата? Смиренный человек никогда не осуждает никого, потому что знает, что все мы люди. Если ты и в самом деле видишь, что другой человек грешит, не осуждай, но и не говори: «Как хорошо он поступает!»

Смиренный — не дурак, он знает, что хорошо, что дурно. Знает очень хорошо, но все же не осуждает. Потому что он понял, что перед Богом все мы нечисты. Как же я, который тоже виновен и осужден Богом, могу судить другого за то, что он грешит? Суждение — одно, а осуждение — другое. Все мы имеем суждения и должны их иметь. Мы разумные су­щества, и если не иметь суждений, то как выбрать добро в этой жизни? Сказать: «Это добро, а вот это — зло», выбрать добро — вот что такое суждение. «Вот эти люди мне помо­гают, они хорошие, мы будем друзьями, а эти — нет, они мне вредят, но я их не осуждаю, потому что они слабые лю­ди и я, быть может, еще хуже их». Вот что такое суждение. Как узнать, что истина одно, а ложь — другое? Как выбрать истину и отвергнуть ложь? Сужденьем. Суждение необходи­мо. Но осуждение — грех.

Когда видим, что осуждаем, нужно понять, что в нас жи­вет мать осуждения — гордость. Исчадие похвал. Мать осу­ждения — это и есть исчадие похвал. Когда нас хвалят, го­ворят нам добрые слова и льстят, это нам нравится, но мы говорим: «О нет, нет, я не согласен!» Но внутренне… любу­емся этими словами, утешаемся ими. И говорим себе: «Как хорошо! Сколько хороших слов обо мне!» Все это порожда­ет гордость. Раз меня так хвалят, значит я стою того! Если бы я был ничтожеством, то никто бы не обратил на меня внимания! Иногда слышим: «Но ты не обратил на меня вни­мания!», «Извини, я не обратил на тебя внимания!» И сразу же мысль: «Он не обратил на меня внимания. Не говорит со мной. Не помнит меня!» Что ж, разве это невозможно? Мы люди. У нас только один мозг. Может ли он помнить все? Сколько раз это случалось со мной! Я по природе невнима­телен и часто не вижу того, кто передо мной. Может быть, это важный человек, а я не понимаю этого. Многие люди отходят от меня возмущенными, потому что я не поговорил с ними, не посмотрел на них.

Также признак гордости, когда в нас появляется стыд в плохом смысле — стыд пойти куда-то, сделать что-то, пото­му что «все будут смотреть» на нас. Почему это все будут смотреть на тебя? Почему? Например, входишь в церковь и думаешь, что все повернутся, чтобы посмотреть на тебя. Не­ужели возможно, чтобы все смотрели на тебя? Какое высо­кое мнение нужно иметь о себе! Смиренному живется легко. Очень легко. Он ходит себе везде, не стесняется, не думает, что все его замечают. Вы не представляете, как легко жить такому человеку! Признаться, и я мучился этим проявлени­ем гордости. Я страшно стеснялся людей. Когда я закончил университет и прибыл на Святую Гору, я стыдился многих вещей. На Святой Горе для старших монахов не существует такой проблемы. Они ходят везде без стеснения.

Вспоминаю один случай. Однажды в Салониках шел очень сильный дождь. Я ждал своего старца, чтобы пойти с ним по делам. И вот вдалеке вижу красный зонтик в белых кра­пинках и под ним — человека в рясе. Говорю другому мона­ху, который был рядом со мной: «Вставай, это наш старец!» Действительно, это был наш старец. «Отец, что это за зон­тик?» — «А что такого в этом зонтике?» — «Он же женский!» -«Ну и что? Я был в одном доме и мне его дали. А что, лучше было мокнуть под дождем?» — «А черного там не было?» -«Черный, белый, важно, чтоб годился! Возьми его и иди в магазин на той стороне улицы!» Что? Я возьму женский зонтик и пойду куда-то туда в магазин, купить что-то?! Ис­ключено! Об этом не может быть и речи! Как я могу сделать это?! Если бы у меня было смирение, я бы пошел без этих дурацких вопросов. Ну что бы я потерял? Авторитет? А кто меня там знал? И кто бы обратил на меня внимание?

Вспоминаю другой случай. Мы с одним братом-монахом жили в Салониках неподалеку от кондитерской. Однажды у нас были гости и старец сказал: «Идите, купите чего-нибудь сладкого к чаю!» Мы пошли — но кто из нас, святых людей, монахов, может ввалиться в кондитерскую покупать сладо­сти? Что скажут люди? «Иди ты, отец!» — «Стыдно мне! Ты иди!» — «И мне стыдно!» Мы вошли оба, и пока совершали покупку, я весь взмок, как будто мы совершали убийство! Почему? Потому что думал, что нас, монахов, увидят, что мы покупаем пирожные, а мы должны быть бесплотными и не есть сладостей.

Когда освободишься от болезненного стеснения, не ста­новясь, однако, нахальным, тогда можешь легко общаться со всеми людьми, не чувствуешь, что зависишь от мнения другого человека. Если он тебя любит — хорошо, если не любит — еще лучше. Вспоминаю одного старца со Святой Го­ры по имени Енох. Он был румын, сын аристократа, пришел пешком на Святую Гору. Ему было 18 лет, когда он убежал от отца. Через 2-3 года отец нашел его и сказал: «Я тебя не оставлю жить здесь!» А Енох ответил: «А кто тебе сказал, что я пришел сюда жить? Я пришел умереть на Святой Горе!» В монастыре я отвечал за монастырские ворота. Он подхо­дил и говорил: «Дай мне хлеба!» Чтобы его подразнить, я отвечал: «Нету хлеба!» А он на своем плохом греческом от­вечал: «Слушай! Если ты мне дашь хлеба, то сделаешь мне добро, а если не дашь, сделаешь еще большее добро!» — «Хо­рошо, дам тебе хлеба, чтобы не сделать большего добра!» Никакого затруднения, легкость. Чудесная простота!

Когда он бывал в Салониках, то выходил ночью на про­спект Игнатии и смотрел. Смотрел на огни, на автомобили и говорил: «Как хорошо! Слава Тебе, Боже! Какие огни!» Оста­навливался смотреть на детские игрушки, выставленные в витринах магазинов, смеялся, поднимал шум. Какой-то человек купил ему мороженое. Великое событие! Потом он целый год рассказывал об этом. На Святой Горе он расска­зывал обо всем, что произошло в Салониках: «Я ел моро­женое!» И спрашивал других: «А ты ел мороженое?» — «Нет, не ел!» Простота, непринужденность — у смиренных людей. У них нет табу. Смиренный человек непринужден и все на­ходят в нем утешение. Он утешает всех без исключения, по­тому что он — «место отдыха» для каждого.

Однажды Енох тяжело заболел, были проблемы с желуд­ком. Его рвало. Нужно было отправить его в Салоники к вра­чам. Тогда я был студентом и ездил на экзамены в Салоники. Его доверили мне. Ну, что сказать? Мы были живописной картиной. Одна его одежда чего стоила! Материал рясы не был виден, на ней были тысячи заплат — красных, зеленых, синих, желтых.   Ну, приехали в Салоники, переночевали.

Вечером следующего дня произошло страшное землетря­сение. Рухнули многие дома. Погибли люди. Землетрясение было седьмой степени и очень долгое. Мы жили на пятом этаже. Все монахи, жившие там, бежали из своих комнат вниз. Я открыл дверь в комнату старца и прокричал ему: «Отец!» — «Что такое?» — «Надо уходить — землетрясение!» -«И куда мы пойдем?» — «Пойдем вниз, а то погибнем здесь! Дом рухнет на нас!» — «Ты, дьякон, не верующий, что ли? Никуда я не пойду! Захочет Бог, умрет Енох! Не захочет Бог, не умрет Енох!» Я сказал ему, что ухожу. Оставил его, и мы с другими монахами пошли в парк на противоположной сто­роне. За одну ночь случилось 1400 толчков. Весь город тряс­ся. Люди покинули свои дома. Только старец Енох стоял на балконе с четками в руках и смотрел вниз на людей. Ничего его не смущало. Абсолютно ничего.На другой день мы пошли к врачу. Врач сказал, что дол­жен осмотреть его живот: «Сними рясу! Разденься!» — «Нет, не сниму!» — «Как тогда я тебя осмотрю?» — «А так не мо­жешь осмотреть?» — «Нет, не могу. Сними рясу!» — «Если ты хочешь, чтобы я снял рясу, тогда я не хочу, чтобы ты меня осматривал!» И ушел. Я его уговаривал пройти врачебный осмотр. Безрезультатно. Мы вернулись на Святую Гору. У не­го опять была рвота, головокружение, он впадал даже в ко­му. Но убедить его было нельзя. На Святой Горе был другой румын — его духовник. Я попросил его убедить старца лечь в больницу. Он пришел к нему и сказал: «Ну, Енох, ты очень гордый человек. Большой эгоист. Христос не постыдился взойти нагим на Крест, чтобы спасти мир, а ты стыдишь­ся снять рясу, чтобы тебя осмотрел врач!» И бедный старец, услышав эти слова, ужаснулся, сказал: «Благослови» — и на другой же день отправился к врачу.

Там он снял рясу и врач осмотрел его. Затем врач ска­зал, что он не должен вообще двигаться, чтобы не получить осложнений. Даже не должен ходить в уборную. Как только врач ушел, старец сказал мне: «Дьякон!» — «Что, отец?» — «При­неси мне газету». Господи помилуй! Он еле говорит по-гре­чески, он румын. Я пошел и купил ему газету. Спросил его, что он будет делать с газетой и не хочет ли он, чтобы я про­чел ему вслух новости. Он ответил: «Нет, не хочу новостей». И отложил газету в сторону. Прошло два-три часа. Стемнело. Больница стихла. Вдруг он встал с кровати, огляделся вокруг, чтобы никто не видел, и начал класть поклоны. Я подошел к нему и спросил: «Что ты делаешь, отец?» — «Поклоны делаю». -«Разве врач не сказал тебе, чтобы ты не вставал с постели?» -«А что, врач разве монах? Откуда ему знать, что вечером надо класть поклоны?» Такой вот простодушный человек.

Расскажу вам о чуде, которое он совершил в своей про­стоте. Может быть, это вас заинтересует. Там, где мы посе­лились, неподалеку был молочный магазин двух сестер. Они были незамужними. Одной было 52 года, а другой — 47. Од­нажды старец Енох зашел в магазин и увидел баницы (слое­ные пироги с брынзой). У него не было денег, он был очень беден. Он спросил сестер: «Что это?» — «Баницы». — «Сколько стоят?» — «25 драхм. Хочешь одну?» — «У меня нет денег». -«Ничего, мы тебе дадим одну». — «Не надо! Они же денег сто­ят!» — «Но у тебя же нет денег?» — «Вместо 25 драхм я буду молиться в течение часа — можно?» Он встал в углу и начал: «Господи Иисусе Христе, помилуй рабу Свою…» Спросил их, чего они хотят. Они, бедные, в шутку сказали, что хотят выйти замуж. А он говорит: «За хорошего человека или за какого угодно?» — «За хорошего»… Случайно ли, от Бога ли, но через месяц вышла замуж одна, а затем и другая. Вышли замуж за хороших людей. Одна — за вдовца-учителя, другая тоже за хорошего человека. И зажили счастливо.

Итак, гордыня — исчадие похвал. Когда нас хвалят, мы отя­гощаем свою жизнь, создаем идолов, надуваемся и порабо­щаемся.

<-- -->
Прочитано: 592 раз
Поділитися з друзями
Популярні статті:

Отправить комментарий

*