Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы. «А ты ел мороженное?» (продолжение)

902       
        Таким образом, мучаем себя и мучаем окружающих. Гордыня — это знак бесплодия. Доказательство того, что ты не имеешь ничего, что ты бесплоден. То, что ты горд, пока­зывает, что ты не имеешь никакого плода в себе. Абсолют­но никакого. Гордость — отказ от помощи Божией. Гордость прогоняет помощь Божию. Она никогда не привлекает ее. Почему? Потому что гордый человек никогда не зовет Бога на помощь, никогда не чувствует, что нуждается в Божией помощи. Он всегда ощущает себя самодостаточным. Не ну­ждается ни в в чьем совете, ни видит другого, который ну­ждается в помощи. Все-то он знает, во всем самодостаточен, на все способен, не нуждается ни в ком. Гордость — предтеча безумия. Гордый человек сходит с ума. Он имеет настолько высокое представление о себе и такую веру в то, что говорит и проповедует, что действительно становится безумным. Ничего не понимает. Только то имеет значение, во что он верит, как он поступает.
       
        Гордость — источник гнева у всех нас. Видишь ли гнев в себе? Это конец! Гнев означает гордость. Невозможно гор­дому человеку не гневаться, и наоборот — тот, кто гневается, всегда горд. Смиренный человек, независимо от того, руга­ют ли его, унижают, противятся ли его словам, не гневается, потому что не привязан страстно к тому, во что верит и го­ворит. Он имеет мир в себе. Он не теряет этот мир из-за того, что кто-то его обругал, обвинил или оклеветал. Все это для него — дым и не затрагивает его сердца. Гордый — наоборот. Даже при малейшем подозрении, что кто-то им пренебрег, он вспыхивает. Я видел известных людей, крупных обще­ственных деятелей, которые из-за того, что кто-то сел рань­ше их, сердились и покидали официальные приемы: «Поче­му этого посадили раньше меня? Почему этот встал передо мной?» И делают сцены, становятся публичным посмеши­щем, потому что кто-то другой где-то там сел, превращают себя в карикатуру, уходят. В безумии гнева не понимают, что делают, что говорят. Видишь это и говоришь себе — вот что делает с нами гнев! Мы опьяняемся им и не знаем, что с нами происходит.

Я видел людей, которые воображали, что их коллега или друг сказал что-то нелицеприятное о них, и так гневались, что превращались буквально в зверей! А это было только в их воображении! Сам создаешь миф и гневаешься на него! Ворота лицемерия. Гордый человек не хочет быть таким, ка­ков он есть, и искусственно украшает себя. Он интересует­ся мнением других: что скажут о нем? Хочет, чтобы другие имели о нем хорошее мнение. Он скрывает свой гнев под улыбкой. Вы знаете эти улыбки, когда хочешь съесть другого, но пытаешься улыбаться. Внутри тебя все кипит, но ты ста­раешься не испортить хорошего представления о себе или, как говорят сегодня, своего имиджа.

Гордость хранит наши грехи, потому что гордый никогда не кается. Он не имеет нужды каяться, ибо считает, что все делает хорошо, все у него в порядке, все в нем хорошо и красиво. Зачем каяться? Поскольку все у него в порядке, он хранит свои грехи как выглаженное и аккуратно сложенное белье. Но разница в том, что он носит их в себе.

Источник немилосердия, гордость не позволяет тебе со­страдать другому в его скорби, и ты становишься жестоким, очень жестоким. Пожалеть другого — исстрадавшегося, из­мученного и огорченного человека — это человечно, но ра­доваться радости другого — еще выше и духовнее. Например, кто-то выиграл миллион лир, пришел к тебе и говорит: «Зна­ешь, я выиграл один миллион лир! «А ты себе говоришь: «Ах, я их потерял, не выиграл! Счастливец, он выиграл столько денег! Не мог ли я выиграть и дать ему половину?» А вслух говоришь: «О, я очень рад! Очень обрадовался, когда услы­шал это!» Внутри тебя, однако, все переворачивается. Как обрадоваться счастью другого человека? Как обрадоваться его успеху? Как почувствовать себя счастливым из-за сча­стья другого? А что сказать о самом великом — как обрадо­ваться радости своего врага и быть счастливым из-за его счастья? Ведь тебе очень хотелось бы видеть, как он мучает­ся, а не как испытывает счастье. Итак, гордость — причина немилосердия, ибо она не знает сострадания. Она — жесто­кий судья. Ты судишь другого человека жестокими словами.

На собраниях, которые происходили в Священном Киноте Святой Горы, в монастырях или скитах, иногда находился кто-то, кто произносил жестокие слова. Тогда другие гово­рили ему: «Посласти немножко свои слова, отец!» Есть та­кое святогорское выражение. Ладно, человек сделал ошибку. Нужно ли излить на него всю горечь и унизить его? Хорошо, мы не принимаем того, что он сделал, осуждаем его ошибку. Но можно это выразить добрыми словами. Посласти свои слова, не будь жестоким судьей другого человека. Ему что, мало своего несчастья? Старец Паисий, этот великий святой, когда говорил о других людях, даже о самом плохом челове­ке, говорил так, что делал его очень симпатичным. Он да­же диавола не называл диаволом, чтобы его не обидеть. Он называл его болванчиком. То есть, думаешь, что это что-то симпатичное, дьяволенок. Он не хотел называть его жесто­кими и горькими словами.

Гордость — бесчеловечный судья. Гордый человек как буд­то справедлив и воздает справедливость, но берет нож и рассекает тебя на две половины. Его не интересует ничего. А что справедливо? Убить другого человека? Как в том слу­чае с Соломоном, когда две матери претендовали на ребенка. Чтобы показать, что значит быть матерью и воздать спра­ведливость, Соломон сказал: «Хорошо, вы обе претендуете на него, но не можете доказать, чей он. Возьмите нож, рас­секите его надвое и пусть каждая возьмет себе половину!»

Тогда слово судьи исполнялось моментально. Одна из жен­щин взяла нож, но истинная мать сказала: «Нет, оставь его себе, пусть хотя бы останется в живых». Да, гордый чело­век — бесчеловечный судья. Его ничего не интересует, во имя справедливости он может убить другого человека.Справедливость Бога — иная. Поэтому св. Исаак Сирин говорит: «Никогда не называй Бога справедливым! Бог не­справедлив. Почему? Потому что как назвать Бога справед­ливым после того, как Он заставляет солнце светить пра­ведным и неправедным и посылает дождь грешникам и святым?» Дождь должен падать только на святых, а не на грешников, а солнце должно светить только праведным, а не неправедным. Бог человеколюбив, Он — любовь и Его спра­ведливость — иная. Его справедливость не в том, что если кто-то тебя ударил, ты его тоже ударь, а в том, чтобы ты не отвечал на удар. Ответь добром на зло. Разве человеческая справедливость такова? Нет. Если кто-то взял твою одежду, ты тащишь его в суд. Божья справедливость говорит: дай ему остальную одежду. Сколько примеров есть в Патери­ке, когда у подвижника воры крали все вещи, оставляя ему только рясу, а он их догонял и совал ее им: «Возьмите и рясу, вы ее забыли!» На Святой Горе был один старец по имени Феофилакт, у которого рыбаки воровали виноград. Одна­жды, вернувшись откуда-то, он увидел их в винограднике. И чтобы их не обидеть, залез на дерево и сидел там три-четыре часа — ждал, пока они не сорвут весь виноград и не уйдут. Не хотел их обидеть.

Гордый — противник Бога и корень хулы. Тема гордости настолько деликатна, что св. Иоанн Лествичник говорит, что она похожа на треножник — как его ни положить, один конец всегда торчит. Эта тема так легко может ранить че­ловека, что действительно нужно огромное внимание, что­бы помочь ему приобрести такой легкий и в то же время такой трудный и великий дар смирения. Смиренный чело­век по-настоящему свободен, любезен, тих и мирен. У него нет никаких затруднений ни с собой, ни с другими. Давайте искать причину гордости в себе, а не в других, потому что она — корень всех зол.

<-- -->
Прочитано: 577 раз
Поділитися з друзями
Популярні статті:

Отправить комментарий

*