Беседа в Неделю о Страшном Суде
В сегодняшнем Евангелии о Страшном Суде Бог открывает нам, как Он придет со славой, чтобы судить мир, восстановить всё в его истинном положении, и говорит нам, что критерием на Суде станет любовь, которую мы проявляли к братьям нашим. Господь описал нам эту страшную картину Своего последнего Суда. Он говорит на эти темы образно, поскольку ничто в этом мире не может уподобиться тем грядущим событиям. Когда Он говорит, например, что сядет на Престоле славы [1], то это не означает, что будет стоять некий престол — деревянный или золотой, на который Он воссядет; не будет также и левой и правой сторон, чтобы Бог ставил одних по правую сторону, а других — по левую. Однако таким образом Христос раскрывает нам картину грядущих событий, насколько это возможно для наших человеческих способностей.
В Евангелии Он говорит, что когда Он придет в день тот и сядет на Престоле славы, то соберет людей перед Собой, как пастырь свое стадо, и отделит овец по правую сторону, а козлищ — по левую. Овцы незлобивы, невинны и, так сказать, более благородны, чем козы, которые считаются непослушными и буйными. Таким же образом Бог разделяет людей и ставит одних справа, а других — слева от Себя. Господь говорит одним: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» [2]. Почему? Потому что, говорит Господь, Я был странником, и вы приняли Меня, был беден, и вы помогли Мне, был наг, и вы Меня одели, был в темнице, и вы Меня посетили, был болен, и вы позаботились обо Мне, — и тому подобное. Конечно же, люди спросят: «Но когда мы видели Тебя голодным, жаждущим, в темнице, странником и сделали всё, о чем Ты говоришь?» Повернется Он и к грешным — к тем, что слева, и они зададут тот же вопрос: «Но когда мы, Господи, видели Тебя голодающим и не дали Тебе еды, когда видели странником и не ввели Тебя в дом?» — и т.д. Христос говорит очень серьезные слова, которые являются ключом, открывающим нам сущность евангельского чтения. Он говорит людям: «В тот момент, когда вы сделали это вашим братиям, вы сделали это Мне». Другими словами, с того момента, в который вы научились в лице другого человека видеть Меня, всё, что вы делаете для него, относится и ко Мне, Христу — средоточию любви подвизающегося человека. И завершает разговор словами: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» [3].
История человечества завершается вхождением праведников в вечное Царство Божие и вхождением тех, кто, к сожалению, окажется далеким от Бога, — в вечное отстранение и отчуждение от Божией любви. Сегодняшний евангельский текст — это, в сущности, очень радостное благовестие, хотя оно и кажется очень строгим. Почему же оно радостное? Потому, что Господь наш уверяет нас, что всё настоящее имеет конец. Сегодня Христос уверяет нас, что образ мира сего преходящ — всё проходит, ничего не останется, и что бы ни происходило в мире сем, Господь придет, чтобы рассудить и оценить это. Значит мудрость и бдительность каждого человека заключается в том, сможет ли он обратить на пользу свое настоящее для Царствия Божия. Каждый из нас может обратить на пользу то, что у него есть сейчас: радость или скорбь, счастье или несчастье, независимо от того, молод он или стар, богат или беден.
Христу будет принадлежать последнее слово в истории мира. Когда Господь придет в славе, Он всем воздаст по справедливости и расставит всё по своим реальным местам. Если отнять у нашей жизни продолжение ее в Царстве Божием, то этот мир — действительно театр абсурда. Часто люди спрашивают себя, и по праву: «Но почему столько несправедливости на свете? Почему молодые покидают мир сей, почему маленькие дети умирают от голода, болезней, брошенные, почему?» И всё выглядит так, будто праведные и вправду остаются в ущемленном положении, справедливость словно забыла о нас, мы имеем абсурдный мир, основным признаком которого является несправедливость. Порой ты чувствуешь, что реально задыхаешься, и тебе хочется совершить грандиозный бунт, разрушить этот мир. Почему? Потому что несправедливость у тебя перед глазами и ее никак нельзя понять и объяснить.
Как ты объяснишь несправедливость человеку, которого обидели, который голодает, страдает, умирает, болеет, теряет близких — как ты объяснишь этому человеку, что происходит, если отнять у него сознание и чувство вечного Царства Божия? Это просто невозможно. Без вечности человек буквально задыхается в своей повседневности. Христос, однако, уверяет нас, что у настоящей жизни есть продолжение, и оно таково, что настоящее, как говорят отцы, будет как не существовавшее. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не удивляйся настоящему, ибо жизнь мира сего — театр, наша жизнь — театр; закончилось представление — закончилось всё. И не увлекайся тем, что видишь, а смотри вовне, чтобы найти реальность».
Святитель Василий Великий тоже обращает великолепное слово к христианам: «Внимай, ибо ты путник, а не житель, ты идешь, а не живешь в этом мире, ты в пути, так не обманывайся же, чтобы сесть где-нибудь и сказать: «А здесь хорошо, останусь я тут!» Тогда ты будешь похож, — говорит он, — на того, кто садится на корабль, чтобы добраться в некую страну, но забывается, корабль начинает ему нравиться, и он строит себе дом на корабле». Но ты сойдешь с него в определенный момент, ты не останешься там. Надо готовиться, потому что это лишь момент нашей жизни, и он недолог.
Радостная весть сегодняшнего евангельского текста — то, о чем говорится в Символе веры: «Чаю воскресения мертвых». Глагол «чаю» означает: ожидаю с сильным желанием того часа, в который Господь придет, и наступит справедливость для нас. Мы не ожидаем Христа для того, чтобы Он наказал несправедливых, нет, мы ожидаем Его, для того, чтобы наступила Его правда в мире сем. Реальная неправда совершается не только тогда, когда мы поступаем несправедливо с другими, но и когда поступаем несправедливо по отношению к самим себе и лишаемся благодати Божией. Когда мы лишены благодати, тогда действительно мы поступаем несправедливо по отношению к себе. Поэтому Христос — наша правда, Он дарует нам Свою правду и Свое присутствие. Господь сегодня как бы перечеркивает настоящее, приоткрывает завесу и показывает нам будущее, чтобы настоящее не сломило нас и не потопило в депрессии и отчаянии, поскольку мы уповаем на Царство Божие, уповаем на вечность, знаем, что настоящее — это не всё: продолжение — в Царстве Божием.
Другой аспект. Человек, увидев сегодняшний евангельский текст, может подумать, что Господь говорит о некоей социальной системе, пекущейся о бедных, голодных, заключенных и больных. Конечно, Евангелие содержит и социальные аспекты, поскольку дела христианина — это, прежде всего, дела любви. Христос указывает и признак, отделяющий
мирскую любовь от Его любви, говоря, что поскольку «вы сделали это одному из братьев сих Моих, то сделали Мне» [4]. Он ставит Себя на место всякого человека, который стоит перед нами и является нашим братом. Один старец-авва говорит: «Блажен человек, смотрящий на всех людей, как на Бога. Видел ли ты брата своего — ты видел Господа Бога твоего, в лице брата своего ты видел Самого Бога». Потому что человек, любящий Бога, в чистоте своей уже реально видит другого человека не в его страстях, а каким создал его Бог, он смотрит на внешнюю сторону, а видит созданную по образу Божию красоту, он любит человека и видит, как он прекрасен и значителен.
Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы. «А ты ел мороженное?» (продолжение) | <-- | --> | Предстоятель УПЦ звершив недільне богослужіння в Києво-Печерській Лаврі |