Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы. «Сами себя и весь живот наш Христу Богу предадим» (продолжение)

Ясно, что обитающий в человеке дух не находится в согласии с Божиим Духом, оби­тающим в духовных пространствах.

Если уж мы заговорили о пространствах, то надо сказать, что мы существа материальные и духовные, имеющие душу и тело тоже. Поэтому пространство в Церкви освящается. Вы видите храм, который воздвигнут и освящен Таинствами Церкви, присутствием святых икон, постоянным звучани­ем слова Божия, песнопений, славословий и благословени­ем Бога, это пространство сильно наэлектризовано и про­низано благодатью Святого Духа. И когда мы входим в храм, где, может быть, в этот момент не совершается литургия, он просто открыт, то чувствуем иной мир, ощущаем иную ат­мосферу, потому что душа наша чувствует обитающего там Бога, Святой Дух, находящийся там.

То же самое происходит, когда мы входим в места, не имеющие Святого Духа, где вместо того, чтобы звучали мо­литвы, песнопения и славословие Бога, слышны хулы, вос­певание греха, песни, обращенные к сатане, к тому, что про­тивно Богу, — всё это место наэлектризовано и нагружено духом, противоположным Духу Божию. Божий человек не может оставаться в этом месте, он не выдерживает, он чув­ствует себя так плохо, что захочет уйти.

Поэтому вам необходимо знать, что у нас, христиан, дол­жны быть подходящие места, где бы мы могли встречаться. И не случайно место, где мы собираемся, называется еккле-зия (церковь), то есть собрание народа в одном месте для того, чтобы служить Богу и молиться. И сам наш дом, как говорят святые отцы, тоже должен быть церковью. Но как? Путем создания в нем условий и такой обстановки, чтобы ощущалась духовная атмосфера, которая породит молитву, мир, осознание Божия присутствия. Вы знаете, что если мы пойдем в монастырь, в монашескую келью, то увидим, что места эти полны святых икон, духовных символов, духовных книг. Даже если просто постоять в своей комнате, где есть иконы Христа, Пресвятой Богородицы, святых, — уже будет чувствоваться присутствие Христа и святых.

Однако это не идолопоклонство, в котором иные об­виняют Церковь. Икона станет идолом, если я скажу, что дерево, на котором она написана, является Богом. Мы не говорим такого. Но поскольку Бог стал Человеком и при­нял человеческий вид, мы можем изображать Его как Че­ловека, видеть Его лицо и таким образом быть в общении с Ним. Разумеется, это не есть духовное совершенство, но это необходимо для нас, пребывающих в начальном духов­ном возрасте. Этим отступлением я хотел сказать, что мы должны знать: даже само место, в котором мы находимся, движемся и живем, должно быть чистым в духовном отно­шении, оно должно быть местом, напоённым благодатью Святого Духа. Поэтому если в наших домах мы видим раз­доры, трудности, неразбериху, надо постараться превра­тить наш дом в место мира, духовного мира посредством нашей молитвы и присутствия освящающих средств Цер­кви: через Таинства, святые иконы Христа, Пресвятой Бо­городицы и святых.

Вернемся снова к книге иеромонаха Софрония о прп. Си-луане Афонском: «В этой борьбе за сохранение благодати мо­нах Силуан достиг меры, которая могла показаться другим недопустимо жестокой и породить мысль, что такая беспо­щадность к себе является извращением христианства. Разу­меется, это неправильно. Душа, познавшая Бога, возведен­ная в созерцание мира небесного света и затем потерявшая эту благодать, находится в таком состоянии, о котором не имеет представления тот, кто не познал его лично. Мучение и скорбь такой души невыразимы» [4]. Вы видите, что это пе­реживание Бога столь мощно, это ощущение Бога так сильно, что пересиливает всякий другой опыт здешней жизни.

Человек, который находится в этом тяжелом состоянии от­ступления благодати, зачастую делает такое, что кажется нам непонятным, суровым, немыслимым и, как говорит здесь старец, может даже показаться извращением христианского духа. Поэтому мы часто слышим от христиан, смотрящих на духовную жизнь, как на философию или академизм: «Зачем нужно было этому святому на всю жизнь запираться в ка­кой-то дыре и совершать такие трудные подвиги? Это что-то болезненное…» Нет, это не так, потому что у тех, кто делал это, имелась своя причина. Они испытывали великую боль в душе оттого, что Бог ушел, оттого, что они были оставлены благодатью, и они не могли поступить по-другому. Эта боль заставляла их делать всё, что они могут сделать, чтобы снова стяжать благодать. Потому что, как мы говорили раньше, это было их целью. Ничто другое их не интересовало.

Вы знаете, есть святые в нашей Церкви, которые совер­шали поступки воистину безумные. Например, юродивые Христа ради — если о них почитает какой-нибудь «прилич­ный» христианин, то он будет шокирован. В известное вре­мя во многих кругах православных христиан изымали из обращения жития юродивых Христа ради, потому что не могли понять, как это возможно, чтобы святой совершал подобные сумасбродства? Для многих это было немысли­мо, потому что они хотели, чтобы всё было подчинено ло­гике. Их благоговение проходило в первую очередь через логику. Вместо того, чтобы делать обратное — чтобы логи­ка крестилась в благоговении и благодати, — они пытались уместить благодать и благоговение в логику. Церковь, обла­дающая, естественно, здравым смыслом, считает подвиги юродивых Христа ради высотами духовной жизни, и у нас имеются юродивые святые, то есть безумные («юродивый» означает «безумный человек»), которые совершали поступ­ки, не отвечающие ни правилам общественного поведения, ни внешним правилам морали.

<-- -->
Прочитано: 627 раз
Поділитися з друзями
Популярні статті:

Отправить комментарий

*