Духовный путь носит гносеологический характер, то есть он попадает в описание жизни святых, в учения святых отцов. Мы приблизительно знаем, как будем идти, но то духовное познание, которое мы получаем, когда уже идем по этому пути, касается не ума, но сердца и является опытом, то есть познание — это опыт. Когда мы в Церкви говорим «знание», мы имеем в виду опыт, а не некое философское определение. Свобода, любовь, справедливость и т.д. в науке понимаются умом, насколько мы это можем. В Церкви же всё это — опыт, а раз так, то никто не может быть лишен этого духовного знания — и самый необразованный человек, и самый простой, и интеллектуально самый слабый человек могут получить это духовное познание. Поэтому в тропаре Пятидесятницы мы говорим: «Рыбарей Ты соделал премудрыми» [10]. Бог сделал их премудрыми! Что значит «премудрыми»? Разве Он сделал их математиками, физиками, астрономами? У них и представления не было обо всём этом, но после Пятидесятницы они стали премудрыми, ибо стяжали Божию мудрость как опыт, опыт Святого Духа. Это и есть опытное знание, а всё остальное — описания духовной жизни — мы знаем со слов святых и из учения нашей Церкви.
[1] См.: Софроний (Сахаров), иеромонах. Преподобный Силуан Афонский. Житие, учения и писание. М., 2003. С. 40. [2] См.: Мф. 14: 28-31. [3] См.: Лк. 17: 10.
[4] См.: Софроний (Сахаров), иеромонах. Преподобный Силуан Афонский.
Житие, учения и писание. М., 2003. С. 40.
[5] Там же. С. 40-41.
[6] Там же. С. 41.
[7] Флп. 4: 13.
[8] 1 Тим. 2: 4.
[9] Ин. 12: 32.
[10] На церковнославянском языке: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей…» — то есть «Ты, явивший мудрыми ловцов (рыбаков)».
Преподобный Иосиф Заоникиевский | <-- | --> | Cвятитель Николай Сербский: торговцу, которого «Бог не слышит» |