Беседа на фрагмент Послания святого апостола Иакова
Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные (Иак. 4: 8).
Мы все двоедушные. Что означает «двоедушный»? Это тот, кто хочет одновременно двух противоположных вещей. Мы хотим Бога, но в то же время хотим жить без Него. Вы возразите мне: «Мы не хотим жить без Него!» Хорошо, теоретически мы не хотим. Однако наши дела говорят о другом. Они показывают, что мы пленены. Двоедушие — это грех, двоедушный человек страдает духовной шизофренией и хочет одного, а делает другое. Одно дело — его мысли, а другое — поступки, и мы все такие. Сам святой апостол Павел говорит: «Несчастный я человек, потому что одно решаю, а другое делаю. Одного хочу, а другое творю». «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7: 24).
Кто избавит меня от этого несчастья, которое я ношу в себе? Решаю помолиться, хранить воздержание, поститься, уйму всего. Сколько хороших решений мы принимаем каждый день! Однако не исполняем их, бываем пленены, мы бредем словно овцы на веревке, и нас уводят в другом направлении. Сколько раз наше собственное «я» сопротивляется и говорит нам: «Что ты собираешься сделать? Не надо! Остановись!» Оно протестует, а мы, словно загипнотизированные, идем туда и не можем понять, что происходит. Потому что мы пленены, и это пленение от сатаны.
Страсти овладевают нами, потому что диавол — диктатор, он страшный тиран, который не хочет нашей свободы, не хочет, чтобы у нас было свое лицо. Это и есть двоедушие -иметь словно две души, два мнения, два решения, два человека, быть двойственным человеком, который живет жизнью Церкви и одновременно совершает тысячу других дел, уводящих от нее. Вспоминаю такие слова старца Паисия: «Жил некий человек, который ходил в церковь, молился, плакал, бил поклоны и весь был в умилении. Произвел на меня впечатление этот человек. Этот человек — или, скорее, эта категория людей, так как не он один такой, — в тот момент, когда он плачет, рыдает и молится, может выхватить против тебя нож, достаточно спровоцировать его чем-нибудь. Это ужасная шизофрения. О Петре Великом, который убивал людей и невесть что еще творил, говорится, что он каждый день присутствовал на святой Литургии». Это двоедушие. Так нельзя. Это означает, что что-то идет не так. Как возможно это раздвоение — разве в тебе не оставила никакого следа эта Литургия, это Евангелие, жизнь в Церкви? Хорошо, ты скажешь мне: «А кто не такой?»
К сожалению, все мы такие, и поэтому святой апостол Иаков говорит дальше: «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль.
Смиритесь пред Богом, и вознесет вас» (Иак. 4: 9-10). Слова святого апостола суровы. Как противодействие всему этому терзанию человека, нашему двоедушию апостол советует понести страдания, плакать и рыдать. Как христианин несет страдания? Какие страдания? Хорошо, пост — это тоже страдание. Многие говорят: «А-а-а, мне всё время хочется есть во время поста!» Но мы ведь для того и постимся, чтобы испытывать голод, а не чтобы быть сытыми. Это и делает пост постом — мы чувствуем голод. Что, у меня трясутся ноги? Ничего, пусть трясутся. Я не говорю, что надо изнурить и угробить себя, но не нужно бояться такого страдания.
Не правда ли, вот идешь на всенощное бдение, а ноги подкашиваются — но это-то и ценно. Быть готовым умереть, как говорится, но стоять там. Духовные вещи не могут совершаться среди комфорта. Христианин должен быть подвижником, быть подвижником по духу, а быть подвижником означает претерпеть. Вы видели когда-нибудь спортсмена, который стал спортсменом сидя в кресле? Это невозможно. Постоянно надо тренироваться, упражняться, измождать себя. Так ты преуспеешь.
Старец Паисий Святогорец. Дело учителя священно | <-- | --> | Преподобномученик Пафнутій єгиптянин і з ним 546 мучеників |