Митрополит Лимасольский Афанасий. Беседы. «Вера, как опыт жизни в Боге» (продолжение)

1       
        И смотришь, бывало, на него, беднягу, плетущегося в зимнюю стужу, молящегося ночи напролет, нам, молодым еще, это было не в тягость, а для пожилого человека все это было тяжко. Но сердце приказывало ему. В нем появилось такое непреодолимое желание, такая жажда Бога под конец жизни, хоть раньше он и не был таким. Естественно, что и смерть его была преподобной.
       
        Человек никогда не должен отчаиваться. Мы не знаем, что происходит в душе другого человека. Но те, кто на самом деле побеждают, — это люди, сердце которых приказывает. Тот, кто холоден, как говорит Писание [5], или теплохладен, тот ничего не сможет, у него не получится. Бог говорит, что Он отвергнет теплохладного, как еду, которая не прожа­рена, не сварилась как следует. А для чего все это? Чтобы радость ваша была совершенной. Иными словами, все это было написано, чтобы мы имели общение с вечной жизнью, со Христом, чтобы преодолели смерть, не боялись ее, чтобы поняли, что то, чего нам недостает и в чем мы нуждаемся в своей жизни, — это Сам Бог, потому что Бог вечен, Бог выше всего человеческого.
       
        В сущности, каждый человек ищет Бога, даже если и не понимает этого.
       
        Все это делает нашу радость совершенной. Первым словом, которое Христос произнес после Своего Воскресения, было: радуйтесь! [6] Мы произносим его и сей­час — «херете» [7], что значит «радуйтесь, имейте в себе ра­дость». Евангелие — это Книга радости, но не той радости из стишка, который мы читали в детстве: «Мне весело, тра-ля, тра-ля». Мы говорили так, когда были малы, и эта радость продолжается, только пока не закроется ярмарка, это ра­дость балаганная, а когда закончится балаган — не будет и радости. Божественная радость совершенна, она не изменя­ется, не сводит тебя с ума, ведь человеческая радость иногда заставляет нас говорить слова и творить вещи, не слишком логичные.

Божественная радость — это внутренняя радость, которая проявляется вовне, когда ее переживают, она ста­бильна и не зависит от внешних событий. Внешне, может, все видится в плохом свете, но внутренне человек полон ра­дости, и знаете, что даже бывает? Когда человек овладел ис­кусством духовной жизни, тогда чем более неприятным ка­жется внешнее, тем больше в нем растет истинная радость.

Святой апостол Иаков говорит в одном месте: «Радуйтесь великой радостью, когда впадете в искушения» [8] — в скорби, испытания. Однако не в духе мазохизма, с ним у нас ниче­го общего нет, а чем больше человек борется за Бога, тем больше и в большей степени Бог присутствует в нем. Чем больше Бог присутствует в человеке, тем больше человек испытывает радость. В той школе, которую мы посещали сегодня утром, один ребенок спросил меня: «Владыко, мо­жет ли сегодня человек стать святым?» — «Конечно, может», -ответил я ему. — «А молодой человек может стать святым? Это легко?» — «Молодому человеку стать святым еще легче». Конечно, он не спросил меня как. Он ограничился этим. Ви­димо, не поверил мне. «Да он просто морочит нам голову!» -сказал он (себе, конечно). Или же полностью поверил в это. Может, и так. Но он не попросил дальнейших разъяснений.

Сегодня очень легко стать святым, очень легко, потому что встречаешь такое сопротивление, такие трудности в жизни, что легко действительно стать не только святым, но и мучеником. Например, ребенок идет в школу и говорит там: «Я верю во Христа!» — и подвизается, чтобы хранить воздержание, внимать себе, блюсти чистоту, в конечном счете — не идти за всеми. Как представлю себе всю ту волну, которая поднимется против него… На самом деле дети, ко­торые поступают в таком духе, не понимают, что их укреп­ляет Божия благодать, — они не понимают этого, для них все легко, потому что, когда присутствует благодать, человек преодолевает все. Но потом, когда подрастут, они поймут, что это была великая благодать — не малая, а великая бла­годать укрепляла их, и они невредимыми преодолели все трудности и сложности, вызовы и искушения. Словно ничто не могло с ними справиться. И не только это. Даже малые дети в общеобразовательной школе с готовностью несут крест исповедничества. Можно услышать, как им говорят: «О, ты ходишь в церковь, причащаешься! Ты с попами, и сам тоже станешь попом? А ты будешь попадьей?» Но ребенок несет свой крест, держит его и борется.

Что же укрепляет этого ребенка, этого человека? Он си­лен, если только Бог присутствует и живет в его сердце и у него есть сильные переживания, гораздо более сильные и интенсивные, чем то, что предлагает ему мир. Ведь чтобы выдержать натиск, вызов греха, надо иметь в самом себе такие опытные переживания, которые были бы не только направлены против греха, но и сильнее его. Человек быва­ет привлечен могучей Божией силой — и это тайна, он сам не может разобраться в этом как следует, понять это, объяс­нить. Он объяснит это позднее, когда, преуспев в духовной жизни, обернется назад и увидит, что это действительно была благодать. Я видел много детей, много людей, которые помнят свое вхождение в Церковь и знают, сколько благода­ти они получили от Бога — этой дарованной благодати, кото­рая притянула их, скажем так. Бог — наша радость. Для нас радость — Христос, а не что-то иное. Христос — наша радость, и когда Он присутствует, мы радостны, а когда отсутствует, то, что бы мы ни делали, все попусту.

У каждого из нас, конечно, есть свой образ успешного че­ловека, то есть если спросить у кого-нибудь: «Скажи мне, кто, по-твоему, действительно счастлив, кто преуспел, кому мож­но позавидовать?» — то один может сказать: «Президент»,

другой скажет: «Сын Онассиса» [9] или сам Онассис. Ведь они имеют корабли, самолеты, дома, прислугу и массу всего про­чего. Что представляет себе каждый? «Если бы я был как он!»

<-- -->
Прочитано: 574 раз
Поділитися з друзями
Популярні статті:

Отправить комментарий

*